В преддверии Всемирного экономического форума в Давосе общее мнение экономистов и правительств таково: принимаемые меры регулирования рынка исчерпали себя и не способны справиться с рисками в мировой экономике и периодическими кризисами.
Исчерпали себя означает не то, что регулирование будет усилено, а что дальше уже некуда: управление экономикой достигло порога, за которым откровенный социализм, который, как известно, для экономики еще хуже. И большего регулирования уже не будет.
Находясь в многолетнем тренде гуманизации, политкорректности, выравнивания уровня жизни, одурманенный фальшивым шведским, норвежским и прочим «скандинавским социализмом», мировой капитализм накопил критическую массу уступок в пользу социальности. Надевая маску капитализма с человеческим лицом, капитализм изменил основополагающему принципу: первым делом рынок, а все остальное – потом.
Желание добиться социальной справедливости и всеобщего благополучия по Марксу одновременно с эффективным функционированием рыночной экономики, неизбежно привело к неразрешимому противоречию. Боязнь кризисов и их максимальная отсрочка с использованием финансовой и законодательной мощи государств загнали ситуацию в тупик. Экономика, не разгружающаяся периодическими кризисами, обладающими циклическим характером, терпит крах. Ничто не может развиваться линейно. Даже классики марксизма признавали развитие по спирали, а не по прямой.
Официальное признание того, что меры регулирования оказались бессильны, является предвестником скорого отказа государств и правительств от социальных завоеваний современного капитализма. Пока это еще сложно осознается всеми участниками процесса, но скоро мы будем свидетелями процессов возврата к классическому капитализму с нечеловеческим лицом.
Сложнее всего это будет сделать странам с тоталитарными, псевдорыночными режимами, как например, в России. Поэтому их отставание и неэффективность будут еще более усиливаться.