Экономика и политика

Газпром — ненациональное достояние

Американский журнал Fortune в России нужно запретить для чтения и для цитирования.

Он подрывает устои и поднимает руку на самое святое. Своей одной публикацией американские журналисты делают больше для дискредитации России, чем Госдеп и ЦРУ вместе взятые.

Fortune опубликовал топ-500 крупнейших компаний мира по итогам 2011 года. Рейтинг учитывает два показателя: объем выручки и размер чистой (то есть после уплаты налогов) прибыли.

На первом месте по выручке англо-голландская Royal Dutch Shell — 484 млрд долларов. На втором месте американская Exxon Mobil — 452 млрд. Российский Газпром на пятнадцатом месте — в прошлом году его выручка составила 157 млрд долларов. То есть примерно в три раза меньше, чем у лидеров.

Но при этом Газпром занял первое место по размеру чистой прибыли! У нашего газового монополиста она составила 44 млрд, у Exxon — 41 млрд, а у лидера рейтинга Shell — и вовсе какие-то 30 млрд долларов.

Некорректно было бы сравнивать соотношение выручки и прибыли у компаний из разных секторов: скажем, нефтяников, компьютерщиков и ритейлеров. Однако в данном случае речь идет о родственных компаниях нефтегазового сектора.

Exxon имеет лучшее соотношение, чем Shell, оно и понятно: налоги в США ниже европейских. Но Газпром выходит за рамки разумного. Его прибыльность превышает прибыльность европейской Royal Dutch Shell в четыре с половиной раза! Как такое может быть, если они занимаются одним и тем же?

Да очень просто — Газпром ни за что не платит. Не платит за использование недр и не платит налогов. То есть платит, конечно, но в три-четыре раза меньше, чем другие мировые нефтегазовые компании. Не на удивительные тридцать процентов, а на беспредельные четыреста процентов меньше.

Одновременно с этим, в отношении Газпрома руководством страны принято принципиальное решение об опережающем по сравнению с инфляцией росте цен на газ для внутреннего потребителя. Одновременно с этим Газпром жалуется на нехватку средств и требует более значительного роста цен на газ и услуги.

Таким образом, Газпром, по сути, освобожден от налогов — как общество инвалидов. При этом цены на газ внутри страны стремятся к уровню европейских и, несомненно, в ближайшее время достигнут их. То есть монопольное положение и льготный режим налогообложения используются совсем не для облегчения жизни граждан и не для повышения конкурентных возможностей отечественной промышленности, а совсем наоборот.

Налицо факт, что в России существует некий бюджет в размере не менее триллиона рублей, который решением правительства сознательно выведен из-под контроля общества и государства в ущерб интересам общества и государства.

Глава Газпрома Миллер подчиняется только Путину. Президент Путин единолично управляет триллионом рублей ежегодно. Куда идут эти средства? А куда захочется, хоть на футбол, хоть на дворцы, хоть на поддержку социально незащищенных слоев, которые безумно благодарны за это. Может быть, они расходуются не очень эффективно или через разного рода проекты Газпрома выводятся за границу? Может быть, но никто не посоветует Владимиру Владимировичу, как лучше ими распорядиться, а он от них не откажется.

Когда экономисты и эксперты говорят о том, что надо бы повысить налоги для Газпрома — это же смешно в самом деле — они требуют сократить личный бюджет Путина. А он не для этого столько лет старался. И чем хуже станет всем, тем большим благодетелем и более ценным персональным кошельком будет «национальное достояние России».

Читайте также
Популярное
Рекомендуем
Читайте также
Рекомендуем
Еще новости
Вас заинтересует
Рекомендуем