Губернатор Ивановской области Михаил Мень отныне по праву может считаться реформатором.
Он наконец-то сформировал недвусмысленное правительство. Возможно, впервые за весь срок своего губернаторства принял логичное и не половинчатое решение, которое, по крайней мере, понятно.
18 июля ивановский губернатор Михаил Мень подписал распоряжение «О распределении обязанностей между должностными лицами, входящими в структуру Правительства Ивановской области». Именно это решение я и называю реформаторским.
Незадолго до этого, 26 июня губернатор произвел некоторые кадровые и структурные изменения в региональном правительстве. Это решение исполнено в классическом и уже давно привычном для Ивановской области стиле: «Ни вашим, ни нашим». Важным в нем было появление должности вице-губернатора, которым стал теперь уже бывший председатель Областной избирательной комиссии Виктор Смирнов.
Определяющим (в контексте реальных властных полномочий) для Ивановской области в последнее время было противостояние заместителя председателя правительства, курировавшего департамент внутренней политики, Максима Полякова и председателя областной Думы, секретаря политсовета регионального отделения партии «Единая Россия» Сергея Пахомова. Проще говоря, это была борьба за «доступ к телу губернатора».
Для неискушенных наблюдателей может показаться странным, что одним из основных участников борьбы за распределение полномочий выступает, хоть и зампред правительства, но даже не первый зам, куратор какого-то департамента внутренней политики Поляков. При этом такие региональные мастодонты, как Коньков, Хасбулатова, Фомин, Чужбинкин, курирующие структуры, через которые проходят миллиарды бюджетных рублей, выступают в роли обычных статистов. Для этого необходимо понимать сущность управления российским регионом и государством вообще.
Есть власть и есть исполнение функций. Непосредственные функции областного правительства — это образование, здравоохранение, развитие инфраструктуры, жилищно-коммунальное хозяйство. Все то, что относится к сфере реальной экономики, хозяйства, жизнеобеспечения. Даже наши российские законы не налагают на органы государственного управления никаких функций по завоеванию и сохранению власти. Это прерогатива политических партий и народа, реализующего властные полномочия посредством выборов.
Однако специфика нашего государства разделяет писанные и неписанные правила. Поэтому основная функция государственных органов — это сохранение власти.
Все структуры, которыми руководят Фомин, Чужбинкин, Хасбулатова — это такой большой кошелек. Разумеется, они выполняют соответствующие функции управления, но при этом они еще и добывают деньги. Происходит это всем хорошо известными способами через распределение государственных и муниципальных контрактов.
Без денег никуда, но власть сосредоточена в другом департаменте — внутренней политики (с известной степенью допущения, конечно). Вот Максим Поляков, курирующий внутреннюю политику и Сергей Пахомов, соратник губернатора со времен Сергиево-Посадских и бьются друг с другом.
В июньском решении губернатора полномочия в правительстве были слегка перераспределены. Поляков, оставшись зампредом, стал не куратором департамента внутренней политики, а его начальником — произошло еле заметное понижение статуса, но по сути ничего не изменилось. Более того, стало казаться, что именно за ним навсегда закреплена внутренняя политика, и данный факт просто получил дополнительное подтверждение.
Одновременно с этим появилась должность вице-губернатора. И все это стало отдавать легким маразмом. Вице-губернатор Смирнов не занимается ЖКХ, строительством, школами — он занимается кадрами, выборами и взаимодействием с администрацией президента, аппаратом правительства и Центральной избирательной комиссией. То есть он занимается властью, но зампред Поляков, как начальник департамента внутренней политики, оставшись самодостаточной фигурой, тоже занимается ею. Как говорил Ленин в октябре: «Это просто идиотизм какой-то!».
Как передают наши специальные корреспонденты из коридоров власти, у Михаила Меня и Сергея Пахомова после этого произошел крупный разговор. Его тема была проста: «Ты же мне обещал убрать его».
И вот 18 июля губернатор выпускает уточнения к кадровым перестановкам. Документ «О распределении обязанностей…» касается всех членов правительства, но главное, что он точно формулирует функции вице-губернатора, который, в том числе, «Непосредственно координирует деятельность заместителя Председателя Правительства Ивановской области, начальника Департамента внутренней политики Ивановской области», то есть Максима Полякова.
Очевидно, что это аппаратная победа Пахомова. Вице-губернатор Смирнов фигура несамостоятельная, он не является субъектом политики. Он человек губернатора и, наверное, Пахомова.
Расклад сил теперь будет зависеть от того, как сложатся взаимоотношения между вице-губернатором и председателем областной Думы, секретарем политсовета «ЕР».
Здесь следует понимать, что аппетит приходит во время еды. Попривыкнув, Виктор Смирнов, безусловно, захочет сыграть свою партию, которая может не очень понравиться Сергею Пахомову. А ведь должности вице-губернатора и председателя Думы — это два варианта, из которых, как правило, и выбирают губернаторского сменщика.
Чуть не забыл. Александр Фомин — знает, что уж он-то был бы лучшим губернатором. Этот может пересидеть здесь всех, выжидать сколь угодно долго. К тому же денег у него, как у дурака махорки.
В общем, политическая жизнь не стала менее интересна от того, что была загнана в подполье. В чем-то даже и занятнее. Плохо лишь то, что ивановские политические журналисты маловато об этом пишут. Всю политическую рефлексию загнали в твиттер-подполье и расчленили на массу невнятной и обрывочной ругани или панегириков.
Сегодня можно смело утверждать, что структура управления Ивановской областью вполне законченна и непротиворечива по формальным признакам. Функция управления и функция власти разделены. Властная структура, которую курирует вице-губернатор, более монолитна и вертикально интегрирована — как и должно быть в путинской России.