В России построено идеальное государство, которое, тем не менее, обречено, и уничтожит его вокальное трио из Pussy Riot.
Дело Pussy Riot — это то, на чем Путин сломает себе шею. Фашистское судилище над тремя молодыми женщинами пока, вроде бы, поддерживает большинство россиян. Однако российская интеллигенция смотрит на это с омерзением и содроганием. Интеллигенцию у нас и государство, и «народ» всегда слегка презирали, но, в конечном итоге, тренды развития страны и отношение к значимым событиям отечественной истории (рано или поздно) определяются именно этой частью общества.
В России много людей, которые не считают преступным сталинский режим. Путин и Ко стыдливо молчат, когда речь заходит о сталинских репрессиях. Однако негативная историческая оценка той эпохе и сфабрикованным судебным процессам 1930—50 годов дана четко, она необратима, и сделано это российской интеллигенцией.
Население СССР одобряло суды над «врагами народа», никому их не было жалко, кто-то равнодушно, а многие вполне искренне их ненавидели. Но время расставило все по своим местам.
Суд над Pussy Riot — это точная копия сталинских процессов. Презрение к здравому смыслу, праву, гражданским свободам, людям вообще, уверенность государства в своей абсолютной безнаказанности и правоте. И самое главное — такие процессы становятся возможными, когда тоталитарная власть достигает «идеальной» стадии, то есть полной исчерпанности своего беззаконного и ничем не ограниченного развития. Дальше возможен уже только распад, сроки которого зависят от конкретных политических и социально-экономических условий эпохи, как внутри станы, так и за ее пределами (например, я убежден, что Великая Отечественная война спасла сталинский режим).
Нынешняя российская интеллигенция пребывает в спячке последние десять-пятнадцать лет. Почему, не столь важно, главное, что она не утратила присущих ей либеральных, совестливых и других отличительных признаков. И сейчас поднимает голову.
Голосование за «Единую Россию», поддержка Путина и всех этих симулякров гражданского общества типа Народных фронтов и Общественных палат — это, конечно, мерзко и отвратительно, это соглашательство, трусость, подлость, самоуничижение, конформизм, глупость и заблуждения, но дело Pussy Riot уже невозможно игнорировать и простить.
Это та черта, за которую человек не может позволить себе зайти. Поддержать этот суд (а поддержать его это и не выступить против) — значит вступить со своей совестью в непреодолимое противоречие, которое сильнее любых «разумных доводов» относительно собственной карьеры и судьбы.
Путин позволил себе заявить, что если бы женщины из Pussy Riot сделали нечто подобное в мечети или синагоге, то они оттуда и живыми бы не ушли. Откуда у него такое «знание» и понимание Ислама и Иудаизма? Сам придумал в полном соответствии со своими представлениями о мире и людях. Такие представления и такие тайные желания — это четкая характеристика самого настоящего фашиста.
Наверное, ему очень нравится, что в зале суда молодых женщин стережет еще и злая собака. Все не только содержательные, но и внешние атрибуты этого позорного процесса свидетельствуют о запредельной дикости и варварстве российского государства и его охранителей.
Кое-кто называет процесс над Pussy Riot средневековой Инквизицией. Это совершенно не соответствует действительности. Святая инквизиция занималась расследованиями в полном соответствии, прежде всего, с действующими законами страны. Даже тогда никому и в голову не могло прийти мешать борьбу за чистоту веры и борьбу за светскую власть.
Путинские следствие и суд — это изобретение нового времени. Это наш «поджог Рейхстага» и наше «дело врачей».