Продолжили вчера с четой Лапшиных гёрлбойскаутские исследования малой родины. С удовлетворением вношу эти записи в Дневник наблюдений: одна из двух основных задач выполнена.
Постановка задачи была следующей — пройти всю целиком Странную дорогу и добраться до Таинственного озера. Место изысканий — дикие внутренние области лесного массива вдоль Уводьстроя, общая площадь которого примерно двадцать пять квадратных километров.
Для многих сочетание слов «дикие леса» на Уводьстрое звучит натурально дико, поскольку дорогие ивановцы знают только небольшой участок загаженного берега от плотины до деревни Егорий вдоль правого берега и участок интенсивной застройки на левом. Лесной массив, о котором идет речь, представляет собой прямоугольный треугольник, ограниченный рекой и дорогой от плотины до Рожново.
За Егорием пройти вдоль реки можно еще километра два, а потом сплошные завалы сделают прогулку возможной только в том случае, если вы уверены, что впереди вас ждет клад или нефть. От трассы также можно углубиться ненамного в лес (что и делают грибники) — и всё. Центральная часть массива заболочена и труднопроходима.
Но через этот лес, судя по карте, практически посередине его, идет Странная дорога. Почему Странная? Во-первых, таких дорог не бывает, потому что она абсолютно прямая (за исключением, возможно, Николаевской железной дороги из Петербурга в Москву, и то с небольшой загогулиной, где, как гласит легенда, у царя карандаш споткнулся о большой палец левой руки, когда он чертил на карте маршрут). Во-вторых (и это самое главное), она никуда не ведет: обрывается у реки, никаких населенных пунктов там нет, только деревня Микшино на другом берегу.
Несколько лет назад я совершил две попытки пройти дорогу (обе на велосипеде). Первая оборвалась почти сразу. Я свалился с пригорка в колею, разбитую лесовозами. Минут пять выбирался из грязи по пояс (по пояс — это от головы), совершив несколько оборотов вокруг оси, освобождаясь от велосипеда. В другой раз, километра через полтора велосипед сказал, что ему надоело ехать у меня на плече и пошли-ка назад. Ехать на самом велосипеде было невозможно, так как дорога — это огромная колея, заполненная водой (лето было очень дождливое) плюс к этому, поросшая уже небольшими деревцами.
Тогда я понял, что надо либо пешком, либо на квадроцикле. Вот вчера мы и совершили пешеходный поход.
Пока я готовился к покорению Странной дороги, изучил спутниковые снимки местности. На Яндексе ничего необычного не обнаружил, а вот Гугл показывает, что примерно на середине пути по правую руку от дороги метрах в пятистах или чуть больше находится озеро, которого, разумеется, нет на карте (ну, разумеется, как еще сказать).
Судя по всему, это нечто среднее между болотом и озером, но ближе к озеру. В пользу такой версии говорит полученный опыт. На Яндексе в этих местах сплошная сушь. Гугл показывает, что вплотную к дороге с левой стороны примыкает широкий ручей, который затем впадает в водохранилище. И так оно и есть (на фото)! Поэтому следует доверять и снимку озера длиной не менее полукилометра, но до него мы не дошли, и об этом чуть дальше.
Странная дорога — прямая как стрела. Но увидеть ее окончание через пять километров нет никакой возможности из-за перепадов высот. На всем пути несколько раз мы то поднимались, то опускались, причем спуски и подъемы явные и довольно крутые.
Где-то после третьего километра дорога становится практически идеальной (видно на фото). Подробнее о самой дороге. Это щебенка. В начале, где она разбита лесовозами, от нее, конечно, ничего не осталось. Затем она превращается в гладкий путь: за (видимо, долгие) годы поверхность проросла травой, мхом, пустоты заполнились землей.
Дорога явно была кому-то для чего-то очень нужна. Окружающий пейзаж болотного типа, поэтому на довольно продолжительных участках дорога возвышается над местностью на один-два метра (снимки водоема с мертвыми деревьями сделаны непосредственно с дороги). Выглядит это все как железнодорожная насыпь. То есть трудов было положено немало.
В некоторых местах, судя по всему, в основании дороги мощные железобетонные конструкции. На одном участке мы обнаружили дыру в дороге: под бетонной плитой было не менее двух метров пустого пространства (значит, не плита утоплена в болотной жиже, а некий короб стоит).
Определив по навигатору место, где справа по маршруту должно быть озеро, сошли с дороги. Честно скажу, что прошли метров сто, не больше. Хотя под ногами было сухо, но осока и напавший агрессивный комариный рой (удивительно, как в начале сезона, а не в конце августа) свидетельствовали в пользу близкого болота. Через пятьдесят метров пошли сплошные завалы, поэтому решили возвращаться: сюда нужна будет отдельная экспедиция.
Зато обнаружили там буйство спелой брусники и черники. Черники не в смысле кустов, а ягод в последней стадии спелости (25 августа, если что), причем, необычно крупной.
Вернулись на дорогу и прошли-таки ее до конца.
В конечной точке никаких современных строений не обнаружили. Однако были найдены старинные, наверное, еще дореволюционные артефакты. Поляна, обсаженная десятком старых берез, — явно рукотворная, весьма похоже на большую беседку под открытым небом. Чуть в стороне — посадки очень старых лип и ямы, которые по опыту знаю, не что иное, как остатки строений на каменных фундаментах или погреба.
Такая же картина в нескольких километрах ниже по реке, там, где была усадьба генерала Властова. Уверен, что здесь была одна из русских усадеб. Возможно, того самого помещика, с которым генерал Властов вскладчину перестраивал Георгиевскую церковь из деревянной в каменную в Егории.
Там же, кстати, нашли две яблони, одна уже выродилась в дичок, а плоды второй весьма вкусны — такими сейчас заполнены все дачи и приусадебные участки. В пользу усадьбы говорит и расположение.
Дворянские дома обычно строились в километре-двух от деревни (как у Властова) или же напротив и чуть наискосок от деревни через реку. А на том берегу, чуть в стороне как раз деревня Микшино, а точно напротив — заброшенная церковь. Такую же схему расположения я видел в Заволжском районе на Мере у деревни Антропово, где остались напоминания о русской усадьбе, владельца которой вряд ли удастся установить (хотя, я знаю энтузиастов, которые работают над этим).
Очевидно, что дорога, которой мы прошли, не имеет никакого отношения к этой усадьбе. Это две разные истории.
А вот, собственно, и всё.