Ивановский Обком КПСС ради памяти о победе в Великой Отечественной войне отказался даже от имени ивановского революционера Багаева. Нынешний «обком» готов отказаться от чего угодно ради своих амбиций.
На площади 40-летия Победы в Иванове по решению властей уничтожен памятный знак в честь победы в Великой Отечественной войне. Возможно, с точки зрения архитектуры он неказист: не зря его сразу после установки в народе назвали «печкой». Однако простоял памятник-знак почти тридцать лет, и за это время уже одним только календарным фактом заслужил место в ивановской Истории.
Тем более что этому знаку сопутствовал и другой, более важный, «знак». Коммунистические власти в 1985 году переименовали площадь имени революционера Багаева в площадь Победы.
Памятный знак не был реконструирован или перестроен, дабы проявить большее уважение к памяти погибших в войне и архитектурному облику города. Его просто уничтожили, а на площади сейчас выстроена церковь.
Православный храм не может быть заменой памятному знаку победы в Великой Отечественной войне. Война не была религиозной, с именем Христа на амбразуру никто не бросался, в крестовый поход никто не ходил. В честь Победы подписку для сбора средств на строительство храма не объявляли. И, вообще, та война с РПЦ и православием никак не ассоциируется. Если кто-то из верующих хочет таким образом выразить свои чувства и отдать свою дань уважения — очень хорошо. Только причем здесь площадь Победы?
С архитектурной точки зрения церковь на площади выглядит чужеродным пятном — она не вписывается по размерам в окружающее пространство. Мало этого, площадь Победы — одно из наиболее неудобных мест в городе для пешеходов. К церкви по умолчанию должен быть свободный и легкий проход. Это значит, что вскоре можно ожидать некой реконструкции схемы автомобильного движения не в интересах горожан, а в интересах церковных строителей.
В соответствии с российским земельным законодательством земля под церковью, а также прилегающая территория, включая церковную ограду, передается епархии на условиях бессрочного безвозмездного пользования. Готовящиеся в Госдуме поправки в Гражданский кодекс закрепляют и развивают данное положение вещей: Церковь сможет выбирать между бессрочным пользованием и оформлением в собственность.
Границей участка храма на площади Победы, очевидно, будет считаться граница проезжей части. Таким образом, волевым решением отдельных господ целая площадь в центре города отдана в собственность Церкви.
Такими действиями в Иванове занимается, разумеется, не местная администрация, а губернские власти во главе с губернатором Менем. Он возглавляет группу спортивно-православных подмосквичей, у которых единственно что хорошо получается так это спортивные мероприятия и церковное строительство. Впрочем, у них и с церквями не очень хорошо.
В полукилометре от площади Победы — на площади Пушкина стоит церковь-долгострой. Она хоть и действующая, но территория вокруг много лет неухожена. Я часто там прохожу мимо и вижу не прихожан, а преимущественно бомжеватого вида работников.
В другую сторону от площади Победы также примерно в полукилометре господин Мень собирался строить новый кафедральный собор. Силами совладельца московского холдинга Capital Group Павла Тё.
Сделка, похоже, была очень простая: Мень сажает Тё в кресло сенатора от Ивановской области, а тот в благодарность за это строит церковь. Павел Тё даже стал депутатом Верхнеландеховского Совета (только депутат может представлять регион в Совете Федерации) и разработал проектно-сметную документацию строительства.
Однако от Capital Group такой душок разит, что даже в видавшей виды администрации президента России Меню сказали, что вы, Миша, совсем уж берегов не видите. Тё сенатором не стал, строительство церкви, соответственно, даже не началось.
Мои чувства неверующего жителя и гражданина города Иванова и Ивановской области оскорбляют действия Церкви и губернатора Меня. В соответствии со свежей правоприменительной практикой, является ли это достаточным основанием, чтобы отправить в тюрьму Митрополита Ивановского Иосифа и губернатора Ивановского Меня, хотя бы на полгодика?