Модернизация здравоохранения фактически превращает лечебные учреждения в субъекты власти в части государственных полномочий по охране здоровья граждан.
29 августа Ивановская городская дума приняла решение «О безвозмездной передаче из муниципальной собственности города Иванова в собственность Ивановской области муниципальных учреждений здравоохранения». И как следствие — решение городской Думы от 26 сентября о ликвидации Управления здравоохранения администрации города Иванова.
Реформа проводится по всей стране в соответствии с решением Федерального правительства. Финансирование бюджетных учреждений здравоохранения переходит с муниципального на региональный (субъекта Федерации) уровень.
Следует сказать, что охрана здоровья граждан РФ относится к компетенции федеральных органов власти. Однако эти полномочия, вместе с финансированием передаются вниз, на уровень регионов и дальше — на уровень муниципалитетов. Начиная с этого года муниципалитеты (города и районы) исключаются из этой схемы.
В том, что касается системы финансирования — напрямую из региональных бюджетов лечебному учреждению, то в этом, возможно и есть смысл. Повышение прозрачности бюджетных расходов, сокращение этапов перевалки средств федерального бюджета. Но это лишь с учетом особенностей функционирования российского государства.
Воровство и неэффективное расходование бюджетных средств достигло угрожающих масштабов. В рамках существующей системы управления, контроля и мотивации справиться с этим возможно лишь прямым, физическим сокращением числа участников процесса. И это — отчасти приговор системе.
В конкретном случае со здравоохранением, очевидно, что любое лечебное учреждение является муниципальным по сути. Больница, поликлиника, роддом оказывают услуги на данной территории местным жителям. Разумеется, охрана здоровья — задача федеральная, общегосударственная, но суть услуги — местная, муниципальная.
Таким образом, в данном случае мы имеем разрыв между необходимым и возможным.
Немаловажно и то, что принимается решение о ликвидации городского Управления здравоохранения. Финансирование передано с местного на региональный уровень, и Управление сразу стало ненужным. Это весьма горестный факт. Неужели он означает, что городская структура здравоохранения выполняла всего лишь роль перевалочной базы для средств федерального бюджета?
У областного Департамента здравоохранения не было, нет и никогда не будет возможностей для непосредственного взаимодействия с лечебными учреждениями. Каждая больница существует в определенных условиях, определяемых местной спецификой. Необходим контроль над деятельностью учреждений здравоохранения, исследования рынка медицинских услуг, их качества, востребованности и удовлетворенности населения этими услугами, взаимодействие с местными органами власти. То есть все то, что называется «работа на земле».
Как крупный город, да и любой район или районный центр могут обойтись без собственной структуры, отвечающей, хоть в какой-то степени за состояние здравоохранения? Пожалуй, единственно, кто от этой модернизации выиграет, так это главврачи, которые вообще превратятся в удельных князьков.
Моментальная реакция на передачу финансирования в виде отказа от структуры управления довольно красноречиво характеризует состояние местной власти в Иванове. Это просто одна большая бухгалтерия. Так ее и надо так назвать, выделив подотделы по ведомственному признаку.
Уж если оптимизировать расходы бюджета, то идти в этом следует до конца, включая систему городской власти. Не Глава администрации, а Главный бухгалтер города. Заместитель Главного бухгалтера по ЖКХ, образованию и так далее. Не специалист какого-то там класса, а просто бухгалтер-кассир.
Так будет понятнее, честнее, экономнее и эффективнее.