В Иванове начата реализация давней идеи по созданию единого Политехнического университета, который объединит почти все ивановские вузы. Процесс пошел по неожиданному сценарию и вопреки замыслам областного руководства.
Единственной успешной и динамично развивающейся отраслью экономики в Ивановской области за последние двадцать лет была (и остается) — сфера высшего образования. Рынок образовательных услуг оказался единственным, который благодаря целенаправленной политике федерального центра не только не стагнировал, но и расширялся.
Превращение вузов в банальные инструменты перераспределения финансовых потоков на региональных рынках образовательных услуг привело к закономерному финалу — фактической деградации Высшей школы. Именно поэтому руководством страны был объявлен курс на укрупнение вузов, поскольку, например, конкуренция экономических факультетов в нескольких вузах города с 400-тысячным населением всего лишь плодила массу бездарных экономистов, не менее бездарных преподавателей и фальшивых кандидатов и докторов наук. Профильные же факультеты и специальности классических вузов оказались в лучшем случае в общем ряду с образовательным хламом, призванном увеличить число студентов, а значит и объемы госфинансирования, а в худшем — были подчинены главенствующей идее зарабатывания денег.
Старт образовательной реформе в Иванове был буквально только что дан решением Министерства образования РФ о создании Ивановского государственного политехнического университета (ИГПУ). Новый вуз создается на базе Ивановской государственной текстильной академии (ИГТА) и Ивановского государственного архитектурно-строительного университета (ИГАСУ).
Причем главным в ИГПУ будет строительный университет, поскольку именно ректор ИГАСУ Роберт Алоян возглавит Ивановский политех. Именно он (практически втайне от областного руководства) решил все вопросы с реорганизацией и созданием нового вуза. К ИГПУ в ближайшее время будет присоединена Ивановская государственная сельскохозяйственная академия (ИГСХА), а затем и Ивановский государственный химико-технологический университет (ИГХТУ). В перспективе в него вольются также Ивановский госуниверситет и даже Энергоуниверситет, и даже ничто не препятствует войти в него Медакадемии, хотя у нее учредитель не Минобразования и не Российская Федерация вообще, а Минздрав.
В новейшей истории России идею объединения ивановских вузов в единый Политехнический институт (университет) пытался реализовать известный российский ученый, ректор Ивановского энергоинститута с 1970 по 1986 год Юрий Бородулин (умер в 2007-м). В течение пяти лет, вплоть до распада СССР он занимал должность заместителя министра Высшего и среднего специального образования РСФСР.
После 1991 года Бородулин пытался вернуться в Иваново, чтобы создать Политех. Однако в новых условиях даже его авторитета не хватило на реализацию такой масштабной идеи. К тому же органы КПСС, которым реально принадлежала власть в стране, приказали долго жить, и наступила эпоха фактического безвластия. Руководство ивановских вузов, оказавшись перед лицом перспектив непосредственного участия в получении преференций на рынке образовательных услуг, не смогло избежать искушения. Дальнейший ход событий всем известен.
То, как началась реформа высшей школы в Иванове и как создается Ивановский государственный политехнический университет — это весьма удивительная вещь, в реальность которой было бы невозможно поверить, если бы это уже не произошло.
Когда запахло жареным, то есть когда тренд на объединение и сокращение количества вузов в стране стал очевиден, одним из первых на этом поле в Иванове попытался сыграть ректор Химуниверситета Оскар Койфман. Все говорило в пользу того, что именно Койфман начнет и сам процесс объединения, и возглавит новый вуз.
ИГХТУ — один из ведущих ивановских вузов, что касается качества преподавательского состава, научной работы и вхождения в различные образовательные рейтинги России. Койфман, действительно, настоящий ученый и организатор науки и учебного процесса. Кроме этого, кандидатуру и усилия Койфмана поддерживал губернатор Михаил Мень. Дочь Оскара Койфмана Юлия Жуковская была дружна с Менем и его супругой Еленой Налимовой, вхожа в их дом. (Это было все еще до того, как этим летом Мень, по сути, кинул Жуковскую, не отдав ей вакантное место депутата Госдумы, которое прошлой осенью было ей обещано и которое она заслужила и заработала.)
Нет смысла пересказывать историю, как Койфману не удалось стать объединителем вузов. Восставший и вдруг смело пошедший против воли губернатора ректор Текстильной академии Григорий Чистобородов начисто замылил идею слияния ИГХТУ и ИГТА. Не исключено, что руку ко всему этому приложил и ближайший соратник Меня, председатель Областной думы, секретарь регионального политсовета «ЕР» Сергей Пахомов, который терпеть не может Жуковскую и которая подвинула его в прошлом году с неофициальной должности казначея на выборах в Государственную думу.
Создание Ивановского политеха и объединение «строяка» и «текстиля» явилось полной неожиданностью для областного руководства. То, что все пошло по сценарию тишайшего Роберта Алояна свидетельствует о том, что армянская община сильнее еврейской. Еврейская все последние годы истончалась количественно и качественно (и в Иванове, и в Москве), а армянская, наоборот, приобретала все больший вес.
Это также и важнейшее свидетельство того, какими в реальности являются авторитет и возможности Михаила Меня в Москве. Они практически нулевые. Дело даже не в том, что его позиция была проигнорирована, а в том, что события развиваются вообще параллельно тому, чем тут занят губернатор и чего он хочет.
Еще одна важная, а возможно и самая главная (и довольно грустная) деталь. Это полное отсутствие концепции, принципов, методов и обсуждения процесса объединения вузов и создания Ивановского государственного политехнического университета, а также фигура того человека, который смог все это начать.
В узких кругах Роберта Алояна не считают не только ученым, но и преподавателем. Его считают большим специалистом по выживанию (в нескольких смыслах этого слова). Хотя в изобретательности и предприимчивости ему не откажешь. Например, ивановские «текстильщики» (вузовские) довольно примитивно осваивают наследие давно умершего ивановского ученого-текстильщика Финкельштейна и его открытие «ложного кручения нити». Кандидатские и докторские диссертации тему плодотворно развивают и становятся предметом всеобщего внимания. Именно по этой причине, по большому счету, к этим ученым отношение во многом скептически-ироничное. Совсем по иному пути пошел Роберт Алоян.
Разумеется, ректор ИГАСУ тоже доктор наук, технических. Как говорят его недоброжелатели, он дабы избежать всяких намеков и насмешек чуть ли не купил диссертацию очень дальновидно — по закрытой (секретной) теме. То есть никто ее в Иванове не читал, не прочтет и не обсудит. Может, бессовестно врут, конечно.
Однако же главное то, что в любом случае процесс создания ИГПУ и реформы Высшей школы в Иванове возглавляет человек, чей авторитет кажется для этого явно недостаточным, а губернатор оказался и вовсе не у дел. Впрочем, последнее, может и не так плохо на самом деле. Но не у дел и вся вузовская общественность, и местная элита, да и есть ли такая?