Потенциальная топонимическая жертва ивановских властей Карл Маркс является автором известного афоризма как раз по топонимической проблеме: «Человечество, смеясь, расстается со своим прошлым». Сказано красиво, но не про нас.
Ивановцы, почему-то, не смеясь расстаются со своим прошлым, то есть с двумя (пока двумя) революционными названиями — проспектом Фридриха Энгельса и площадью Революции. По всей видимости, Маркс оценивал ситуацию в том смысле, что когда общество полностью изживает свое прошлое, оно готово уже и посмеяться над ним, а значит и над самим собой. Но даже и в этом случае я не уверен, что это дает основание людям это свое прошлое не уважать.
Что для нас прошлое, какие десятилетия из полутора веков истории города?
Термин «возврат исторического имени» — политическое наперсточничество. Речь идет просто об имени: какое имя нравится, какое больше соответствует текущему настроению и с каким именем жить. Если хочется переделать Революцию в Крестовый поход, а протестантского философа в православного помещика, то исторические предпосылки для этого всегда найдутся.
Сегодня в Иванове совпали в одной точке времени две разновекторные своевременности. Власть окончательно обуржуазилась, и не может более терпеть чужих святых. А народ все более презирает власть, даже рейтинги национального лидера, этого нового святого, упали до самых низких уровней. Опросы показывают рост настроений, которые можно назвать революционными, одновременно во всех частях страны; люди открыто заявляют о желанности и возможности революции (последнее исследование Центра стратегических разработок).
Народившаяся буржуазия с присоединившейся к ней фальшивой элитой достигла самых высот отчуждения от общества и интересов государства, уверовав в собственной силе и безнаказанности. Как раз тогда, когда крепостные вновь заговорили о революции, и уже как раньше взахлеб не смеются над босяками с площади Революции.