В Свердловской области нет гонений на СМИ. В Свердловской области есть откровенное кидалово со стороны СМИ, да не кого-нибудь, а дружественной губернатору структуры.
Теперь стало понятно все происходящее с информационным агентством URA.ru. Дело не в ограничении свободы слова и не вымогательстве руководством информационного агенства денег у значимых персон за публикацию-непубликацию определенных материалов. Владелец URA.ru Аксана Панова просто кинула не того кого надо. Кидать вообще нехорошо, а уж околовластный бизнес тем более.
Витиевато выражаясь, можно сказать, что встретились два лопуха. Но один лопух дорог и близок губернатору, поэтому у первого лопуха — серьезные проблемы.
Панова продала контрольный пакет акций своей компании (официально зарегистрированного СМИ) некой австрийской фирме. Судя по всему, она не знала, что австрийцы — никакие не австрийцы, несмотря на настоящего австрийского директора, а наши русские люди, которые вывели деньги за границу и реинвестируют их обратно, дабы обезопасить себя от рисков и лишних налогов. Причем эти люди близки губернатору, да и сами имеют определенные виды на свое политическое будущее, поэтому им и понадобилось такое влиятельное СМИ. Ежедневная аудитория URA.ru — от 30 до 50 тысяч человек, со всеми вытекающими отсюда объемами рекламы и общественно-политического влияния.
За 51 процент информагентства фальшивые австрийцы выложили пять миллионов долларов. Однако в результате не получили ничего — ни влиятельного СМИ, ни рекламных потоков. Чтобы понять суть кидалова (уж извините за этот сленг, но по-другому здесь не скажешь), нужно знать как функционирует Интернет. Что касается СМИ, то здесь есть важные нюансы.
Прежде всего, нужно понимать, что зарегистрированное СМИ и доменное имя в Интернете — это не одно и тоже. Ваша Интернет-газета может называться и быть официально зарегистрированной, как washingtonpost, а размещаться на домене урюпинск.рф. Или наоборот.
Ценностью в данном случае обладает не СМИ, а доменное имя. Это еще более важный нюанс. Уникальный контент, создаваемый в течение многих лет, всю свою стоимость переносит на стоимость домена. Читатели привыкают заходить именно на этот сайт, поисковые системы (две главные: Яндекс и Гугл) накапливают индексы ресурса, которые закрепляются за доменом, но не за СМИ. И оба эти процесса весьма инерционные.
Первые год-два поисковые системы почти полностью игнорируют все новые сайты. Но также в точности они потом игнорируют и изменение контента, например, его полное исчезновение. На том же URA.ru завтра может появиться совершенно иное СМИ, нулевое, но аудитория и поисковые индексы останутся теми же. А тот контент, который принес домену славу и почет, размещенный на другом сайте, будет иметь ноль посетителей, а также нулевые индексы, влияние и рекламу.
Так вот, Панова продала лопухам из Австрии половину СМИ, но ни капли домена. Это значит, что они за пять миллионов долларов купили десяток компьютеров, полтора десятка офисных столов, свидетельство о регистрации СМИ и кучу никому не нужного в отрыве от домена гипертекста.
Ну и что? Их под пытками никто не заставлял такой договор подписывать и деньги платить. Просто они лохи: в публичных данных Whois для всех кого угодно английским по-белому про URA.ru написано: «state: REGISTERED, DELEGATED person: Private person». То есть владелец домена частное лицо, а никакое не ООО «Ура.ру».
Да и без Whois все могли выяснить и понять, но не смогли. Отсюда, кстати говоря, лирическое отступление про успешный российский бизнес. Владельцы, скорее, похожи на идиотов, а не на бизнесменов. Как с таким подходом они могли заработать деньги в России? Ответ прост — кидаловом и близостью к власти и ментам.
А мадам Панова, по сути, кинула местных олигархов и губернатора. Не такая же она безбашенная, чтобы сделать это в здравом уме и ясной памяти. Наверняка думала, что обводит вокруг пальца каких-то австрияков, полагая, что они такие же лопухи, как и русские типа бизнесмены. А это, наоборот, должно было насторожить: повестись на такую простую махинацию настоящие бизнесмены не могут.
Как только обман раскрылся, так сразу же и началось давление на СМИ и обвинения в вымогательстве. Но дело совсем не в этом. Критика, жесткая критика— это власть переживет, она за деньги удавится, или удавит.