Российская власть наконец-то окончательно победила власть Советскую, добившись с ней полного художественного подобия.
Журнал «Иностранная литература» читаю с небольшими перерывами уже очень много лет. Раньше журнал давал возможность читать современную (иногда почти современную) мировую литературу. Сейчас, когда проблем с книгами вроде бы нет, журнал дает возможность читать лучшее из того, что можно выбрать. Доверяешь вкусу и некоторому даже консерватизму журнала.
В состав редакции входят лучшие российские писатели, публицисты, специалисты по литературе. В международном совете ИЛ такие титаны как Криста Вольф, Гюнтер Грасс, Милан Кундера, Умберто Эко.
Журнал по-хорошему консервативен в том смысле, что не подвержен, как говорят историки, аберрации близости. То есть интеллектуальный уровень и талант позволяют редакции отделять зерна от плевел уже в отношении современников, не попадая в плен личных знакомств, обаяний, моды и скоротечных трендов.
Надо еще сказать, что в узкой части журнала, где публикуются не художественные произведения, а публицистика, слово предоставляется и отечественным авторам (или бывшим нашим соотечественникам). В любом случае, главное, что «Иностранная литература» — это всегда качество, отличный вкус и некий консерватизм.
Такое длинное предисловие я сделал сознательно, чтобы не было искушения заподозрить ИЛ в интеллектуальной маргинальности или дурновкусии. Так вот, читаю в журнале эссе «Пятно на карте», написанное редактором газеты «Русское слово» (Сан-Франциско) Алексеем Цветковым. И выдираю из контекста следующее замечательное предложение: «Вначале Советы приняли сторону Патриса Лумумбы, а когда он был убит, пришедший ему на смену Мобуту Сесе Секу, афишируя свой антикоммунизм, стал на много лет фаворитом США и других стран Запада и, благодаря их щедрой помощи, одним из самых крупных воров за всю историю человечества, пока нынешние правители России не побили этот рекорд».
Таким образом, журнал «Иностранная литература», по сути, открыто и прямо назвал нынешних руководителей Российской Федерации самыми крупными ворами за всю историю человечества. А кто такие «нынешние правители» России? Это же не фигура речи, а конкретные персоны и структуры власти: безусловно, президент и премьер-министр, правительство РФ, администрация президента, Государственная дума и Совет Федерации, сюда же по праву следует отнести и губернаторский корпус.
Хорошо, что в прокуратуре, Следственном комитете, МВД и ФСБ не читают литературные журналы, поскольку и за менее хлесткие и акцентированные характеристики отдельной социальной группы («правители России») с легкостью необычайной и даже удовольствием возбуждают административные и уголовные дела. Не читают толстые журналы и соратники правоохранителей — православные большевики в рясах. Их интересуют Дом-2 и ролики на Youtube.
Иностранка — это все-таки не Удальцов с Навальным. Да и прошли те времена, когда журнал издавался при поддержке института «Открытое общество», то есть Сороса. Сейчас он издается при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, о чем сообщается на титульном листе.
Основываясь на одном предложении в уважаемом журнале, сказать, что настоящая элита презирает правящий режим, — это полдела, хотя, наверное, это так и есть. Конечно же мы знаем, что многие уважаемые деятели культуры не за страх, а за совесть поддержали, например, Путина на последних выборах. Но именно это и создает законченное художественное полотно.
Нынешний российский режим, всячески отвергая связь с советским прошлым, выпячивая свою инаковость по отношению к нему, в действительности всеми своими делами доказывает эстетическую и моральную правопреемственность. Единственно чего еще не хватало, так это художественной правды. Теперь и она есть.
«Диссиденты» и «государственники» из числа интеллигенции не спорят из-за персон, программ, идеологических установок, тактики и стратегии. Первые полностью отвергают этот режим сам по себе, а вторые грудью встают на его защиту. Вот это типичная ситуация для СССР: кто кого свалит. Победить нужно не на выборах, а в заключительной схватке, после которой оппонента может не быть даже и в физическом смысле.
Социальное расслоение опасно само по себе, а мы расслаиваемся глобально: Мы и Они. Такое невозможно создать в одночасье — это годы отрицательного отбора, дискредитации и несменяемости власти. При всей разнице социальных и экономических установок, мы построили такой же Советский Союз по части взаимоотношений власти и общества. И выглядит это как добротное, хорошо снятое кино: веришь в то, что показывают.