Долгосрочные перспективы Ивановской области при сохранении существующих тенденций в региональной власти попросту катастрофичны.
На официальном сайте Ивановского областного правительства опубликована информация о встрече губернатора Меня с главой Минрегионразвития Слюняевым. Позволю себе цитату (читать медленно и вдумчиво):
«В ходе встречи обсуждалась возможность поддержки планов развития поселка Петровский, градообразующим предприятием которого является одноименный спиртзавод. Администрацией Петровского городского поселения подготовлен комплексный инвестиционный план модернизации экономики поселения по программе монопрофильных образований Ивановской области. Его основные мероприятия — модернизация спиртового производства и возобновление работы спирткомбината. ОАО «Росспиртпром» разработало технико-экономическое обоснование работ по модернизации спиртзавода в Петровском».
Тут каждое слово — бриллиант. Особенно «одноименный спиртзавод», который, конечно же, не является градообразующим предприятием, поскольку нет никакого предприятия. Давно пора свыкнуться с мыслью, что спиртзавод «Петровский» — это не завод, а комплекс полуразрушенных зданий и устаревшего морально и физически, капитально изношенного оборудования.
Еще в начале 2011 года имущество завода (федеральная собственность) решением правительства России было передано на баланс ОАО «Росспиртпром». Никакой продукции, даже дрожжи, к тому времени «Петровский» уже не выпускал. Это было не экономическое решение, а попытка хоть как-то пристроить госсобственность.
«Росспиртпром», если называть вещи своими именами, решение правительства РФ откровенно динамил, отказываясь принимать на свой баланс этот хлам, иначе его убытки моментально увеличились бы. По итогам двух последних лет ОАО «Росспиртпром» и так несет убытки в размере 600 миллионов рублей.
В конце концов, в апреле этого года российское правительство решило увеличить уставный капитал Общества. Зачем, не знает никто. Волевым порядком 3 мая в уставный капитал «Росспиртпрома» было внесено имущество спиртзавода «Петровский», всего 228 позиций, включая подъездные пути и земельные участки. А через месяц уставный капитал Общества был снижен (!) за счет исключения неоплаченных государством акций.
Таким образом, экономическое положение «Росспиртпрома» примерно такое же как у спиртзавода «Петровский». И кто из них быстрее кого проинвестирует и отмодернизирует — еще вопрос.
Понятно, что никакого развития поселка Петровский не будет: ни со спиртом, ни с самогоном, ни на трезвую. Но это хорошая картинка, которая показывает бессмысленность и бесполезность работы всех уровней власти в Ивановской области.
Что это такое: «Комплексный инвестиционный план модернизации экономики поселения по программе монопрофильных образований Ивановской области. Его основные мероприятия — модернизация спиртового производства и возобновление работы спирткомбината»? Я такие «планы» могу тонно-километрами писать, причем не только для Ивановской области, а и для любой точки планеты. Например, «Комплексный инвестиционный план модернизации экономики Детройта (80 тысяч полуразрушенных и заброшенных зданий) по программе монопрофильных образований США. Его основные мероприятия — модернизация автомобильного производства и возобновление объемов продаж американских автомобилей на глобальных рынках».
Президенту США Обаме вот только никак не соберусь написать.
В Ивановской области полно таких Петровских, где не работают предприятия, которые когда-то обеспечивали не только работу, но и саму жизнь в этих населенных пунктах. А ведь так называемые «убывающие города» — это не российская специфика, они есть и в Великобритании, и в Германии, и в США. Меняются экономические тренды, соответственно, меняется и социально-экономическая парадигма конкретной территории. Промышленность переезжает в другие места, за ней и люди.
У нас же внутренняя миграция отсутствует напрочь. Единственное решение, которые видят власти — восстановить работу градообразующего предприятия. Обманывают себя, людей и бюджет.
Промышленное производство в России не только меняет структуру, самое главное, что оно сокращается. В таких условиях ни о каком восстановлении не может быть и речи. Необходима совершенно иная стратегия.
Региональные власти все время пытаются заниматься экономикой. Но у них нет для этого ни ресурсов, ни полномочий, ни компетенций. Они должны заниматься населением, инфраструктурой и администрированием.
Наряду с Петровским следует вспомнить и недавние события в поселке Подозерский. Еще одна картинка бездарного управления. Такого рода населенные пункты это десять процентов (а то и меньше) где-то и как-то работающего населения, занятого производительным трудом. Остальные: пенсионеры, местная власть, врачи, учителя, полиция и МЧС. Как следствие — деградация всего и вся. Школы с двумя учениками в классе, отсутствие нормальной инфраструктуры. Зачем таким поселкам новая котельная?
Все эти населенные пункты нужно закрывать, а жителей переселять в города. Идет никчемная газификация сел и деревень, строительство новых газовых котельных. Единственный смысл этого — обогащение нескольких семей региональных чиновников. Причем мы все становимся заложниками этих финансовых вложений: куда же теперь деваться, будем и фельдшерско-акушерские пункты создавать, и магазины через силу открывать, и школы сохранять, и дороги ремонтировать. С нулевым экономическим результатом.
В областном центре все коммунальные платежи населения полностью покрывают расходы поставщиков. В районах области при сопоставимом уровне платежей расходы нужно многократно дотировать из областного бюджета, хоть старая там котельная, хоть новая. И так по всем позициям. Потому что издержки колоссальные при малом числе жителей и неработающей промышленности.
Необходимо создавать и развивать своего рода внутрирегиональные «мегаполисы», одновременно с этим проведя административную реформу. Что это за южские, ильинские, пучежские, приволжские районы, с соответствующими бюджетами? Чтобы никто не догадался, куда деньги деваются?
Должна быть схема из нескольких крупных центров, в соответствии с которой будет приведено и административное устройство области. Фурманов — северо-запад, Гаврилов Посад — юго-запад, Шуя — юго-восток, Кинешма — северо-восток, Юрьевец — восток. Все ресурсы направляются туда. Жители населенных пунктов типа Петровского и Подозерского (не говоря уже про меньшие) переселяются в города. Даже если им вообще не давать работу, все равно получится огромная экономия средств, так как издержки на обеспечение проживания населения в городе значительно ниже.
Плюс к этому, люди получат доступ к нормальной инфраструктуре, будут жить в нормальных условиях. Бюджетные ресурсы не будут распылены. Тем более, не надо забывать, что, например, в Иванове есть реальная проблема с нехваткой рабочих кадров и отсутствием конкуренции на рынке труда.
Ни одна деревня и ни один город не возникали потому, что это была для кого-то «малая родина». Сначала была экономическая потребность в этом районе, а потом уже эта земля становилась и родиной.
Власти должны, во-первых, по сути выдавливать людей в города; во-вторых, обеспечить условия для внутренней миграции. И перестать это бездумное или даже безумное псевдоразвитие с никчемной тратой бюджетных средств, которое очень похоже на банальное воровство.
Только лишь на миллиард рублей закопанных в фальшивый «Восточный обход», можно было бы построить семьсот квартир для переселенцев. И таких резервов полно.
В любом случае, очевидно, что региональные власти просто не знают, что им делать. Они следуют в каком-то заведомо неправильном направлении, как обреченные. Объяснений этому несколько — это коррупция, это позиция временщиков, это отрицательный отбор в органах власти и соответственно, отсутствие идей, интеллекта, воли, это ложная мотивация результатов труда чиновников, это глобальный конформизм и страх за свое личное благополучие.
Как итог, все очень бесперспективно.