В Ивановской области ожидаются досрочные выборы губернатора. Причины только две. Первая: закрепление команды губернатора Меня у власти в регионе на следующие пять лет. Вторая: как можно быстрее выдавить эту команду из региона.
В конце прошлой недели в информационное пространство Ивановской области был организован вброс информации о возможных досрочных выборах губернатора. По сообщению сайта «Вчастности», в администрации президента созрело мнение, что выборы главы региона целесообразно провести не в 2015 году, когда истекает срок полномочий губернатора Меня, а уже в 2013-м, вместе с выборами депутатов Областной думы.
Судя по всему, информация соответствует действительности и ее вброс был согласован лично с Менем. Сайт «Вчастности» является его рупором, он и создавался, дабы озвучивать и доносить до элит и до общественности важные сигналы.
С большой долей вероятности можно предположить, что в сентябре будущего года нас ожидают выборы губернатора. Данное событие, а также его ожидание и сопутствующие формальные и неформальные процедуры могут оказать сильное влияние на расстановку сил в регионе и на общественно-политическую жизнь в целом.
Ключевой момент конкретно этих досрочных выборов заключается в полной неопределенности, как результата, так и инициаторов и заинтересантов — и те, и другие, и третьи могут меняться по ходу пьесы. Этот тезис следует пояснить, ибо, на первый взгляд, непонятен и не вытекает из имеющихся предпосылок, чему, собственно, статья и посвящена.
Существует несколько вариантов ответов на вопрос, кто и зачем инициирует досрочные выборы. Некоторые из них прямо противоположны, но при этом нельзя дать однозначный и единственно верный ответ, поскольку такового не существует. Нет того человека, который все знает и который все решил. И даже если кому-то кажется, что он есть, внутренняя логика развития событий может привести к совершенно иному результату, который будет свидетельствовать, что все было начато другими людьми и с другими целями.
Иными словами, все может пойти не по тому сценарию, который есть (даже если он есть), и тогда получится, что сценарий был другой и написан в другом месте. И когда все закончится так как закончится, то нельзя будет сказать, что так и задумывалось.
Самое простое предположение носит чисто технологический, то есть прагматический характер, и определяется тактикой и стратегией кремлевских политтехнологов. Это, безусловно, говорит о приоритете данной версии. Досрочные выборы придумали в Кремле и местные политики (а также третья сила в лице Бабича и Ко) здесь совершенно не при чем.
Мень и его команда хотели в этом году провести досрочные выборы (два месяца назад) в Ивановскую областную думу. Мотивы понятны: решить вопрос с получением подконтрольного состава депутатского корпуса до того как масса новых политических партий закрепится в политическом пространстве региона, а ухудшающаяся экономическая ситуация и общая моральная усталость населения от унылого политического пейзажа не добавят рисков.
Москва не разрешила. Ее мотивы также вполне понятны. Федеральная власть приняла стратегическое решение о сокращении количества выборов в принципе. Каждые выборы — это раскачивание лодки, это активизация политических процессов. Причем административный контроль над выборами эти риски не снижает, а усиливает, так как избиратели все понимают, не верят, и формальное отсутствие доказательств людей не смущает («чуровым» уже никто не доверяет).
На первый взгляд кажется, что досрочные выборы губернатора не соответствуют такой логике. На самом деле, четко следуют в русле. Очень выгодно совместить в регионах выборы всех уровней или, по крайней мере, ключевые. Одновременные выборы и в областной парламент, и губернатора позволяют более эффективно и не очень часто (чтобы лишний раз не раздражать население) использовать административный ресурс. Также, если брать электоральный цикл, то получаем на протяжении пяти лет не две, а только одну избирательную кампанию, что само по себе снизит политическую активность.
Это была первая гипотеза, самая вероятная. Причем, надо понимать, что мотивация различных вариантов и участников процесса может пересекаться, и не только противоречить друг другу, но и взаимно подкрепляться.
Вариант второй — чисто местная инициатива. С подвариантами и подпунктами. Мень очень хочет сам уйти, оставив на хозяйстве верного человека, чтобы после ухода не потянулся шлейф разоблачений и уголовных дел.
Перейти на работу в Москву на федеральную должность Мень предполагал еще весной (министром культуры РФ), но Путин его забанил. Важно понимать, что нынешний президент ивановского губернатора не то чтобы недолюбливает, но не воспринимает ни в каком виде. И Бабич бы его давно сковырнул, но фамилия (губернатора) мешает и то, что Мень развил бурную культурологическую деятельность, которая в известном смысле выводит его из-под удара. Для некоторой части экзальтированной псевдоинтеллигенции (типа Ксюши Собчак) Мень — это фигура. Возможно, что Меню все-таки удалось договориться в Москве о своей дальнейшей судьбе, не связанной с Ивановской областью.
А возможно и не удалось. Однако досрочные выборы, совмещенные с региональными думскими в следующем сентябре, с высокой степенью вероятности (как некоторые полагают) гарантируют победу действующей команды по всем направлениям.
Ведь существует риск того, что не просто «Единая Россия», а сама ивановская элита значительно потеряет влияние (а может быть и утратит контроль) на депутатский корпус всего региона в ходе грядущих выборов сначала в Думу, а потом и в местные органы власти. После чего решить вопрос с победой на губернаторских выборах в 2015 году (истекают полномочия Меня) будет значительно сложнее, вне зависимости от того, сам ли Мень пойдет на них, либо же это будет секретарь политсовета «ЕР», пока еще председатель Облдумы Сергей Пахомов или нынешний вице-губернатор Виктор Смирнов.
В любом случае, задача сохранить преемственность власти для Меня и его команды стоит на первом месте. Главным носителем политико-административных амбиций в этой, надо признать, разношерстной и совсем не единой команде является, конечно же, Сергей Пахомов.
Несмотря на звание соратника и реальную поддержку действиям своего патрона, у Пахомова отличное от Меня видение того, что, как и главное с кем надо делать. В этом плане Сергей Пахомов — антипод и критик (мягко выражаясь) правительства Ивановской области. Вряд ли в его нынешнем составе найдется много тех, кого бы Пахомов не считал идиотами.
Третий вариант — самый экзотический. Но именно он может оказаться (по результатам) единственно верным. Досрочные выборы ивановского губернатора — это способ максимально быстро убрать Меня и его команду из региона без скандала и отставки, с сохранением лица православного государственного деятеля.
До недавнего времени единственным заинтересантом подобного сценария мог быть только нынешний полпред Путина в Приволжском Федеральном округе Михаил Бабич. Однако если решение со строительством в Ивановской области комбината синтетического волокна будет реализовываться, то таких как Бабич сразу же станет больше. С учетом необходимости развития инфраструктуры, весь проект может потянуть на двадцать миллиардов рублей, что вдвое превышает собственный годовой бюджет Ивановской области (без учета федеральных дотаций).
В контексте всех возможных сценариев (найдутся и еще, конечно же), важно поведение региональных элит. Точнее сказать, псевдоэлит, так как в нынешней России элитой по сути и по форме являются те, кто способен получать прямые материальные выгоды от сотрудничества с властью.
Смычка города и деревни (ивановских и посадских) в регионе уже давно произошла. По большому счету, никто из местных не хочет ничего менять, все друг к другу притерлись. Уж возвращения бабичевских точно мало кто желает. А капитал как таковой антинационален по своей сути в любой стране и при любом режиме: никому из действующих элит нет никакого дела до интересов Ивановской области и ее жителей в отрыве от собственных интересов.
Носителем и выразителем истинных интересов страны, региона, города всегда оказывается только народ. У нас же сегодня он полностью выключен из системы принятия решений, его никто не учитывает. Но именно поэтому могут реализовываться самые удивительные сценарии и сбываться самые умозрительные предположения. Это плохо, но пока так оно и есть.