Правительство Ивановской области щелкнуло по носу президента страны, заодно и показало, где оно видело всю эту вашу антикоррупционную кампанию (компанию?).
На прошлой неделе закончилось противостояние Федеральной антимонопольной службы в лице ее головного, федерального офиса в Москве и правительства Ивановской области в лице Департамента здравоохранения и Департамента конкурсов и аукционов. Чуда не произошло: ФАС проиграла, точнее, — она сдалась. Когда на кону хорошие деньги, то никто не может выиграть, если хочет их вернуть в бюджет.
Напомню вкратце суть истории, она того стоит. Чуть менее полугода назад был объявлен открытый конкурс «на право заключения государственного контракта на выполнение работ по внедрению современных информационных систем в сфере здравоохранения Ивановской области в рамках Программы модернизации здравоохранения Ивановской области на 2011-2012 годы». Сумма контракта — 146,5 миллиона рублей.
Как это уже давно принято в Ивановской области, возглавляемой известным государственным, православным и культурным деятелем М. А. Менем, конкурс был признан несостоявшимся, так как заявку подал только один участник — некое ООО «Гриф» из Саранска. Соответственно, победителем без проведения торгов была объявлена данная организация, и контракт должен был быть заключен по максимальной цене. Для формы напомню, что суть госзакупок и госторгов заключается в соревновательности, снижении цен, отсутствии ценового сговора и экономии бюджетных средств.
В Ивановской области все сколь-нибудь крупные торги, как правило, признаются несостоявшимися. Таким образом, региональный бюджет только на этом теряет ежегодно сотни миллионов рублей. Это двадцать-двадцать пять процентов от суммы контрактов, которые, предположительно, передаются чиновникам в виде откатов.
В ходе подготовки и проведения конкурса на 146 миллионов рублей было допущено явное и грубое нарушение Закона. Региональное управление ФАС закрыло на это глаза. Тогда в бой ввязались федералы. Официальный представитель ФАС России не просто потребовал признать торги незаконными, но и публично пригрозил обратиться в правоохранительные органы на предмет возбуждения уголовного дела против организаторов.
Ввиду очевидности нарушений шансов на то, чтобы признать торги законными не было (также, это говорит и в пользу того, что нарушения были допущены сознательно, так как случайно их совершить невозможно). Но дальше происходит удивительное.
Пока ФАС делало громкие заявления, ивановские чиновники тянули время, и 25 июля заключили-таки контракт с ООО «Гриф» на основании проведенного конкурса. Затем они тут же выполнили требование Федеральной антимонопольной службы и отменили результаты конкурса. Но контракт уже заключен и автоматически он не отменяется.
Таким образом, контракт на 146 миллионов рублей был заключен на основании конкурса, который был отменен и которого, как бы и не было!
ФАС России обращается в Арбитражный суд. Ответчиков трое: Департамент здравоохранения, Департамент конкурсов и аукционов Ивановской области и саранское ООО «Гриф». Логично было бы обратиться в суд в Иванове, так как главные фигуранты — это структуры Ивановского регионального правительства. Однако это логично по форме, но неправильно по сути: как раз по причине ивановской прописки организатора и заказчика торгов обращаться в Ивановский арбитраж заведомо глупо.
ФАС России обратилась в Арбитражный суд республики Мордовия (Саранск — столица). Это своего рода привет Федеральной антимонопольной службы ивановскому правосудию.
31 августа Арбитражный суд в Саранске в обеспечение иска ФАС России приостановил исполнение контракта в части неисполненных обязательств. Однако спустя всего несколько дней суд отменил свое же решение. То есть исполнению контракта уже ничто не мешало. А по существу дело должно было быть рассмотрено позднее, хотя практического смысла для бюджета Ивановской области судебное решение уже бы не имело — денежки-то потрачены.
ФАС России моментально теряет к делу всяческий интерес. Это несколько странно, потому что, несмотря на явный проигрыш в том, что касается соблюдения общественной и государственной пользы на территории Ивановской области, судебный акт мог бы (хотя бы теоретически) дать возможность для борьбы с такого рода торгами в дальнейшем. Но, по всей видимости, после того, как суд отменил свое же решение о приостановке контракта, ФАС России поняла, что шансов на победу в этих судах у нее нет.
Федеральная антимонопольная служба отказалась присутствовать на судебных заседаниях, не предоставляла суду никаких заявлений. Поэтому, по формальным основаниям (повторная неявка в суд истца и ответчиков) 10 декабря в иске ФАС России было отказано.
Незадолго перед этим, в самый разгар идущей сейчас в стране антикоррупционной кампании, глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев встречался с президентом Путиным. Вот начало беседы:
«Уважаемый Игорь Юрьевич, Вы знаете, в рамках наших общих усилий по борьбе с необоснованным ростом цен в различных секторах экономики мы с Вами большое значение придавали усилению ответственности за монопольный сговор. Мы говорили о необходимости ужесточения санкций. Долго работали над соответствующим законом, над внесением поправок в закон, в том числе говорили о необходимости увеличения ответственности, вплоть до уголовной. Теперь эти решения приняты. Пожалуйста, как Вы думаете на практике применять эту норму и на что Вы надеетесь в ближайшее время?».
Артемьев Путину, конечно, что-то ответил. Но это неважно: это были просто слова. А вот настоящий ответ он президенту дал в Саранске. И всем всё понятно.