Бестарифный рост цен на коммунальные услуги

Власти США делают деньги, просто печатая доллары. Ивановские власти гораздо умнее и эффективнее: для тех же целей они печатают всего лишь одну страницу текста.

В канун Нового года, 26 декабря Региональная служба по тарифам (РСТ) Ивановской области сделала жителям подарок. С 1 февраля 2013 года повышаются «нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Ивановской области».

Сразу хочу пояснить, что РСТ, как некоторые думают, это не федеральная структура, независимая от местных властей, пристально следящая за безобразиями монополистов и принимающая решения в интересах граждан. Как раз наоборот, это структура правительства Ивановской области, пристально следящая за тем, чтобы монополисты-поставщики коммунальных ресурсов исправно получали прибыль вне зависимости от экономической конъюнктуры и готовности населения оплачивать постоянно растущие аппетиты истинных владельцев и выгодоприобретателей системы ЖКХ.

Рост нормативов потребления воды и водоотведения означает соответствующий рост стоимости данных услуг для граждан, проживающих в квартирах без счетчиков воды. В Иванове это примерно 60 процентов жителей по холодной воде и 30 процентов по горячей (в домах, где есть централизованное горячее водоснабжение). Сюда же следует отнести и частный сектор, который пользуется водоразборными колонками. То есть, рост цен коснется, как минимум, половины жителей города и еще больше жителей области.

При этом власти нам обещали и обещают, что рост цен на коммунальные услуги происходит только один раз в году — 1 июля. Но это мы так думаем по-обывательски, ведь речь идет о тарифах, которые пока остаются прежними, а не о ценах вообще. Про нормативы никто ничего не обещал.

В Иванове средний рост нормативов составит 32 (!) процента. Причем, разумеется, первого июля тарифы на воду также вырастут. Уже сейчас РСТ установила, что тариф на горячую воду вырастет на 12,5 процента.

Какие основания для увеличения нормативов? Да никаких, кроме чьего-то желания просто так получить деньги. Нормативы не зависят от инфляции, цен на нефть и политики: люди примерно всегда потребляют одинаковое количество воды.

Нормативы рассчитывались научными институтами, в них учитывалось все, включая неэкономное поведение потребителей. Как это вдруг Ивановская РСТ увеличила норматив на 32 процента?!

Отныне житель в стандартной квартире со всеми удобствами и ванной будет оплачивать 11,28 кубометра воды в месяц. Это 370 литров воды в сутки. Может ли обычный человек потребить 37 десятилитровых ведер воды в день? Конечно может, но каждый день, из года в год — вряд ли.

Одним росчерком пера Региональная служба по тарифам буквально из ничего, из воздуха добыла не менее 15-20 миллионов рублей сверхприбыли для поставщиков ресурсов ежемесячно и навсегда. Ни за что, ни за какую работу и ни за какие расходы. По итогам года доходы жен, подруг и друзей отдельных крупных чиновников в сумме вырастут только на этом на 200 миллионов рублей.

Система жилищно-коммунального хозяйства не имеет уставной задачи по бесперебойному и качественному предоставлению услуг. Ее основная задача — это контроль над финансовыми потоками рынка коммунальных услуг. Как быстро, за год-два была приватизирована вся структура управления жилым фондом. Практически моментально, как только закончилась приватизация энергетики.

ЖКХ — это основной поставщик финансовых ресурсов. Все игроки на этом рынке, так или иначе, с различной степенью скрытности используемых схем, связаны с местной, региональной и федеральной властью. В рамках организации предприятий ЖКХ, как муниципальной собственности, гораздо проще контролировать их работу, но сложно извлекать сверхприбыль. Поэтому нужна была приватизация. Ценовые же рычаги находятся под полным контролем регионального правительства.

Не все догадываются, что РСТ устанавливает не десяток тарифов и нормативов в год для населения вообще и промышленности вообще. Нет, тарифы подлежат ручной настройке и применяются до уровня индивидуального потребителя, вплоть до колхозов или отдельной котельной.

Ивановская РСТ с гордостью отчиталась, что «При утверждении тарифов на 2013 год важное значение придавалось реализации инвестиционных проектов предприятий коммунального комплекса, реализуемых за счет тарифной составляющей. Таких проектов в целом по области должно быть реализовано 20».

По сути, это грабеж средь бела дня. В переводе на русский «за счет тарифной составляющей» означает, что конкретным потребителям на какой-либо территории будет повышен тариф на тепло или воду на сумму, достаточную для закупки новой котельной. Купив, фактически, за свой счет эту котельную, жители безвозмездно передадут ее псевдоинвестору, в роли которого выступают, как правило, те самые жены, подруги и друзья членов правительства и других больших чиновников.

С учетом того, что, кроме жителей города Иванова все остальные жители области оплачивают коммунальные услуги ниже себестоимости (разницу покрывает бюджет), то покупка новой котельной в значительной доле осуществляется за счет регионального бюджета.

Легко и просто осуществлять такие «инвестиционные проекты». Нужны только хорошие знакомые и РСТ. Не нужно бегать за кредитами в банках, расплачиваться за них потом.

Вот, например, нам все уши прожужжали о том, как областное правительство дало гарантии компании «Кранэкс» на получение кредита в Сбербанке. А все почему? Потому что экскаваторы покупают кубинцы, и сам производитель этих землеройных машин не относится к типу естественных монополий. А вот, если бы тепло и горячая вода продавались не ивановцам, а пароходами отправлялись на Кубу, то РСТ сидела бы без дела, потому что не смогла бы поднять тарифы в Гаване и тогда уже не «Кранексу», а котловедам пришлось бы бежать на поклон к губернатору с просьбой помочь с кредитами.

А с ивановцами, которые как привязаны к этим трубам, все просто. И все тарифы имеют «экономическое обоснование». Вот посмотрите, как-нибудь в будущем, при удобном случае нам и про нормативы потребления воды скажут, что они имеют «научное, экономическое и физиологическое, обоснование».

Нелишне будет напомнить, что реформа РАО «ЕЭС России» заключалась в продаже энергоактивов государства с большим дисконтом (то есть чуть не в разы ниже реальной стоимости), с тем условием, что покупатели (инвесторы) вложат в развитие станций миллиарды долларов в ближайшие пять-десять лет.

Про эти инвестиции сразу же забыли. Именно потому, что все ЖКХ принадлежит чиновникам, а существующая система прекрасно позволяет извлекать прибыль без собственных вложений. Все оплачивают либо население, либо бюджет, то есть все то же население.

Вас заинтересует

Читайте также