Экономика и политика

Рынок продавца

Данную статью следует считать продолжением «Бестарифного роста цен на коммунальные услуги» — продолжением концептуальным и все ставящим на свои места (уж извините за прямоту).

Споры, решения, мнения и аналитика вокруг да около тарифов, счетчиков, нормативов, общедомовых нужд и проч. имеют один системный изъян, который в принципе не позволяет понять смысл происходящего. Большинство спорящих исходят из предположения о добросовестности игроков рынка и регулятора (государства).

Под «добросовестностью» следует понимать не банальное соображение насчет того, что никто не ворует, а понятность и прозрачность заявленных целей. (Если нам понятна цель и мы знаем, что кто-то обязательно украдет, мы же не ставим под сомнение саму цель, то есть ту самую «добросовестность».)

Так вот этой самой добросовестности и нет: мы, граждане исходим из одних условий игры, которые декларируют игроки и регулятор, а игра, на самом деле, проходит по другим правилам, о которых нам не рассказывают.

Вся система ЖКХ, включая энергетику, — это в обывательском смысле мошенничество. То есть не преступление (так как система функционирует на основе законов и прочих нормативных актов), а поведение, которое в обычной жизни всеми людьми без исключения трактуется, как аморальное.

И здесь я не использую фигуру речи «аморальное», дабы усилить эмоциональный посыл, жалуясь на цены поставщиков (тарифы) и низкие доходы большинства населения. Я использую точное понятие, которое не имеет двойного толкования в нормальной жизни в отношениях между нормальными людьми, а не между какими-то «субъектами рынка».

Аморальность системы ЖКХ основана на экономических отношениях, которые были заложены в нашей стране еще в советское время, когда СССР выстраивал рыночные отношения с Западом (внутри страны их было не с кем выстраивать). Смысл этих отношений называется «рынок продавца». Понятно, что он принципиально отличается от «рынка покупателя».

Рынок продавца использовался Советским Союзом в торговле газом с Европой. Он остался неизменным и сейчас. Мало этого, его принципы стали применяться и внутри страны — в отношениях со своими гражданами, которые думают, что они живут в рыночной экономике, то есть покупают что хотят и сколько хотят, а это не так.

Чтобы понять аморальную схему российского ЖКХ нужно разобрать, как работает Газпром. Газовый монополист заключает с европейскими покупателями долгосрочные контракты по заранее обусловленной цене — либо фиксированной в долларах, либо с привязкой к биржевому товару, нефти. Но самое главное условие не цена, а объемы, причем под объемами следует все-таки понимать в первую очередь деньги.

Тот самый принцип «Бери и плати», о котором многие слышали, подразумевает, что даже если покупатель отказывается выбирать весь объем газа, заплатит он Газпрому все равно за весь оговоренный в контракте объем поставок. Потребители не могут отказаться от условий продавца, Газпрома, потому что он монополист.

Помимо цен Газпрома есть еще и так называемые спотовые цены, условно говоря, рыночные, которые формируются здесь и сейчас в зависимости от рыночной конъюнктуры. Эти цены могут быть в несколько раз ниже цен Газпрома. Но рыночных объемов недостаточно, чтобы закрыть всю потребность Европы.

Плюс к этому, что там с Ираном, Ираком, Катаром, Персидским заливом? Вдруг завтра война, а Газпром уже больше тридцати лет, при всех режимах гонит газ в Европу бесперебойно. Это рынок продавца, несправедливый, с ним борются, и рано или поздно он сменится на честный рынок покупателя. Но пока вот так.

Какое отношение рынок продавца имеет к холодному и горячему водопотреблению и водоотведению? Тем более, мы переходим на оплату по счетчику, то есть, сколько потребил — за то и заплатил. Казалось бы, честнее не придумаешь, самый что ни на есть рынок покупателя, а никакого не продавца. Наивное рассуждение. Миф, который нам подают в качестве истины, хотя система на самом деле работает совсем по-другому.

Продолжим именно с водой, уж коли с нее начали, к тому же она более показательна.

Прежде всего, надо понимать, что вода ничего не стоит. Ее не производят на фабриках и заводах, не выращивают в садах и теплицах. Ее, как один раз создал сами-знаете-Кто, так она с тех библейских времен и течет по рекам или подземным горизонтам.

Стоит доставка воды, работа насосов, трубы, водозабор и очистные сооружения, поддержание в нормальном состоянии Уводьского водохранилища и канала Волга—Уводь и так далее. Сколько население или промышленность потребили воды это на расходы поставщика, Водоканала, не влияет никак, потому что вода ничего не стоит, а вся эта халабуда — водная инфраструктура — работает при любых объемах потребления.

Перестала потреблять воду и пар почти вся городская промышленность, перестали люди пить воду и мыться совсем — расходы поставщика уменьшатся на копейку, которую никто и не заметит.

Представим себе, что поставщик воды условно получает со всех потребителей (пусть это будет только население для удобства схемы) сто рублей. Половина жителей перешла на потребление по счетчику и стала платить в разы меньше. Потому что вдруг выяснилось, что нормативы завышены, и семья из четырех человек потребляет воды, как по нормативу один человек.

Нормативы завышены вдвое, тарифы, соответственно занижены. Этому есть политическое обоснование: увеличение норматива это как бы не повышение цен, а вот рост тарифа — удар по социальным завоеваниям. Продолжался такой перекос не одно десятилетие. Поэтому при переходе с завышенного норматива на оплату по счетчику при том же тарифе оплата услуги резко снизилась.

Практически все, кто платит по счетчику слегка презирают тех, кто платит по нормативу. Обвиняют именно их в сверхнормативном расходовании воды, неэкономном поведении, мол, это из вас мы вынуждены платить всякие ОДН. Это несправедливо, нечестно и даже подло, ведь именно за счет тех, кто платит по нормативу, так мало платят те, кто поставил счетчик. И Водоканал, РСТ, правительство знают это, но молчат.

Вернемся к ста рублям и половине тех, кто перешел на оплату по счетчику. Будем считать, что их оплата в целом с пятидесяти рублей снизилась до двадцати. Все аплодируют. Чиновники кричат об экономии, жильцы радуются.

Таким образом, Водоканал получил за свои услуги уже не сто рублей, а семьдесят (пятьдесят «нормативных» и двадцать по счетчику). Но позвольте, у него восемьдесят — это только чистые расходы, а еще он прибыль должен получить в двадцать рублей. Откуда взять недостающие тридцать рублей?

Вот так и появились в одночасье «общедомовые нужды» в каких-то неимоверных объемах и рост нормативов потребления. От мала до велика, начиная с местных и региональных органов власти вплоть до федерального правительства, все принимают совершенно дикие нормативные акты, суть которых лишь в том, чтобы добрать с населения все расходы плюс прибыль поставщика вне зависимости от реального потребления и здравого смысла.

Они, принимая эти решения, знают в чем дело, а мы, население, пытаемся в этом разобраться. Но у нас разные подходы, мы считаем, что у нас рынок покупателя, а они точно знают, что у нас рынок продавца, поэтому мы возмущаемся, ничего не понимая, а они спокойны, точно зная, что по-любому свои деньги получат.

Когда все жители перейдут на оплату по счетчику и сумма платежей составит сорок рублей, а поставщику нужно сто — что произойдет?

Так как норматив будет расписывать уже не на кого, тариф станет таким, чтобы покрыть все расходы поставщика плюс прибыль. То есть вне зависимости от того, сколько реально вы потребите воды, вы как немцы Газпрому заплатите Водоканалу, по сути, за весь объем, то есть даже без поставки реального товара оплатите все его расходы.

Это классический рынок продавца, а вы, счастливые обладатели счетчиков воды, думаете, что это рынок покупателя.

Для закрепления темы приведу параметры роста тарифов в наступившем 2013 году. Держим в уме, что инфляция в стране в прошлом году составила шесть с половиной процентов, и в этом году должна быть примерно такой же.

Согласно решениям Региональной службы по тарифам Ивановской области, с 1 июля 2013 года в Иванове:

— розничная цена на газ вырастет на 15 процентов (по итогам 2012-го рост был такой же);

— тариф на холодную воду вырастет на 6,8 процента, плюс к этому, уже с 1 февраля норматив потребления увеличен на 32 (!) процента (по итогам 2012-го рост тарифа составил 10,5 процента);

— тариф на горячую воду вырастет на 13,9 процента, плюс все тот же рост норматива, как и по холодной воде (по итогам 2012-го рост тарифа составил 10,3 процента);

— тариф на тепло вырастет на 4 процента, при этом не следует забывать, что в прошлом году тариф на тепло был увеличен дважды: 1 июля и 1 сентября (по итогам 2012-го рост составил 13 процентов);

— тариф на электроэнергию вырастет на 13,4 процента (по итогам 2012 рост составил 5,6 процента).

Страной управляют не партия и правительство, а ЖЭК, в интересах которого партия и правительство принимают все свои решения.

Читайте также
Популярное
Рекомендуем
Читайте также
Рекомендуем
Еще новости
Вас заинтересует
Рекомендуем