«В Ивановской области с 2007 г. проводится международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало». VII МКФ «Зеркало» в июне этого года пройдет под знаком выкупленного архива режиссера.»
Как пишут «Ведомости»: “Архив режиссера Андрея Тарковского, выкупленный на аукционе Sotheby’s в Лондоне за 1,3 млн фунтов стерлингов официальным представителем Ивановской области, был передан в воскресенье в дом-музей в Юрьевце.
Дом-музей режиссера был открыт в 1996 г. — в этом доме будущий режиссер провел с семьей часть своего детства. В Ивановской области с 2007 г. проводится международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского «Зеркало». VII МКФ «Зеркало» в июне этого года пройдет под знаком выкупленного архива режиссера.
Материалы архива выставила на торги Ольга Сокурова, киновед и ученица Тарковского, которая также была соавтором книги Sculpting in Time («Запечатленное время»), где режиссер рассуждает о своих фильмах, а также о кино и искусстве в целом. Архив относится и к личной, и к профессиональной жизни режиссера.
Финансовую помощь в приобретении оказали «Национальный фонд поддержки правообладателей, учрежденный Российским авторским обществом и Российским союзом правообладателей. Кроме того, были получены деньги от меценатов, среди которых политики и бизнесмены, а также партнеры международного кинофестиваля «Зеркало».
Одним из интересных предметов архива является письмо, адресованное Леониду Брежневу, в котором Тарковский просил разрешить ему работать в СССР и допустить к показу на родине его запрещенные фильмы. Также в собрании есть блокноты с покадровым описанием фильмов, отпечатанные сценарии, многие из которых существенно отличаются от итоговых вариантов, и 32 аудиопленки с рассуждениями режиссера. Альбомы частных фото включают снимки Тарковского с семьей, друзьями, а также с другими известными личностями, например, с Мстиславом Ростроповичем.
«Архив Тарковского будет оцифрован, копии будут представлены в музее Тарковского, а также в ивановской научной библиотеке. Музейщики будут знакомиться с архивом, архив будет храниться так же, как и остальные экспонаты музея Тарковского. Часть будет выставлена в экспозиции, часть — в запасниках», — сообщила «РИА Новости» работница дома-музея Тарковского, которая принимала архив у сотрудника таможенной службы.”
Как писали «Слухи и факты» 28 декабря прошлого года: ”Поговорим с человеком, который преклоняется перед Тарковским, и профессионалом, который имел прямое отношение к созданию его музея — Леонорой Горбуновой, с1978 по 2001 год возглавлявшей Ивановское музейное объединение.
— Я очень рада, что архив великого режиссера был куплен для того, чтобы быть переданным в город Юрьевец, единственному музею в России, посвященному Тарковскому. И я благодарна всем тем, кто оказал финансовое содействие в приобретении уникального материала для нас и потомков.
Меня огорчает только тот факт, что архив пошел с молотка аукциона Sotheby’s, то есть его владелице, Ольге Сурковой, которая знала, работала и долгие года общалась с Андреем Арсеньевичем, видимо, было все равно, кто купит ее архив.
Несомненно, патриот России, любящий, ценящий и понимающий Андрея Тарковского, вряд ли стал бы выставлять архив кинорежиссера на лондонский аукцион, а скорее всего оставил его на родине Тарковского, в России. Например, предложил бы его музею, как это сделала глубоко уважаемая мной сестра Андрея, Марина Арсеньевна Тарковская. Если б не она, в Юрьевце в 1996 году вряд ли появился бы музей Тарковского, причем с такой глубокой, тончайшей психологической экспозицией, раскрывающей (насколько это возможно) масштаб личности режиссера и божественность его дара.
Как известно, музей Тарковского размещен в небольшом деревянном доме с четырьмя небольшими комнатами, который в войну был коммуналкой и где в одной из комнат жили мать Мария Ивановна, Марина и Андрей.
Совсем недавно, этой осенью, по истечении многих лет я была в Юрьевце и в музее Тарковского. То, что там увидела, для меня более чем невозможно. Сейчас все стены вводного зала как обоями залеплены мелкими цветными фотографиями персонажей — участников фестивалей «Зеркало» разных лет в разных обстоятельствах (в основном, праздных).
В полной прострации от увиденного я прошла мимо сотрудника музея и услышала громкое: «Женщина, обилетиться надо!». Обилетилась.
В следующем зале — остатки нашей былой экспозиции и уникальный материал, который в свое время подарила музею Марина Арсеньевна: родословная семьи Тарковских, переписка Мария Ивановны с Арсением Александровичем, фотографии, детские рисунки. Осколочно, уже без какой-либо связи.
Третья комната, где жили Тарковские, просматривается через дверной проем с толстой, как канат, веревкой, ограждающей вход. Комната как чулан заставлена какой-то старой рухлядью — железными кроватями, шкафами, сундуками. Какое отношение все это имеет к дому, а главное — к грандиозности личности мастера, к фильмам-творениям гения?!
Вместо последнего экспозиционного зала, который мы называли семейным альбомом (это была тихая, умиротворяющая экспозиция) — теперь рабочий кабинет сотрудников.
Я не знаю, как назвать все то, что увидела. Целостной экспозиции больше нет. Считать музеем я это не могу. Там нет Тарковского. Я вышла оттуда, задыхаясь от боли, бессилия, безнадежности и стыда.
Невозможно не замечать, в каком состоянии находится музей. Ведь очень многим интересен сам Тарковский и его искания, а не мишура вокруг него.
Фестиваль «Зеркало» многим открыл Тарковского, дал публике возможность увидеть весь объем документальных материалов о кинорежиссере. В последние годы в рамках фестиваля «Зеркало» мы смогли увидеть новинки российского и зарубежного кинематографа.
Кстати то, что сейчас фестиваль вообще проводится в Плесе, к которому Андрей никогда никакого отношения не имел, вызывает удивление не только у меня. Если уж и проводить фестиваль в Ивановской области, то в Юрьевце, на родине Андрея Тарковского, а никак не в Плесе.