Государство российское твердо решило вернуться к структурным показателям СССР в сфере расходов. При отсутствии ЦК КПСС и Госплана, но при наличии тотальной коррупции это грозит всеобщим развалом.
В последний день зимы ивановский губернатор Михаил Мень выступил с «Отчетом о результатах деятельности Правительства Ивановской области за 2012 год».
Видимо, для того, чтобы несколько оживить доклад губернатор даже рассказал вполне приличный анекдот, действительно приличный: и без мата, и посмеяться можно от души. Привожу целиком: «На 15% возросло количество конкурсных процедур для закупки товаров и услуг для государственных нужд, что позволило сэкономить миллионы рублей бюджетных средств».
Для тех, у кого плохо с чувством юмора, поясняю: смеяться, когда прозвучит слово «сэкономить». Рассказывайте друзьям, очень хорошо во время застолья. Скоро 8 Марта — дамам анекдот должен понравиться, заодно и намекнете, что неплохо бы отдельные траты семейного бюджета в его женской части перестать проводить по конкурсу.
А вообще, по-настоящему важным и заслуживающим внимания было только одно предложение из всего 16-страничного документа: «В текущем и каждом последующем году мы ставим перед собой задачу увеличивать инвестиции в основной капитал не менее чем на 7—10%, чтобы к 2015 году выйти на 22% от валового регионального продукта».
Что это за зверь такой «инвестиции в основной капитал», и о чем говорит цифра в 22 процента от ВРП (аналог ВРП в масштабах страны — ВВП, Валовой внутренний продукт, то есть рыночная стоимость всех произведенных за год товаров и услуг).
Основной капитал, еще можно сказать основные средства или основные фонды, — это материальные активы, выраженные в денежной стоимости, и не предназначенные для потребления или продажи. Это часть национального богатства, это то, что служит промышленной, экономической базой государства. Это то, за счет чего все работает и производится — это здания, сооружения, стада домашних животных, сельскохозяйственные земли, дороги, магистральные сети, трубопроводы, инфраструктура в целом.
Рост инвестиций в основной капитал (основные фонды, основные средства, — по сути, это все одно и тоже) — модный в последнее время разговор и явный общегосударственный тренд.
Сейчас Россия вышла на твердые 15 процентов (от объема ВВП) инвестиций в основные фонды. Задача в 20 процентов ставится уже на сейчас, с последующим дальнейшим ростом.
В последние годы рост происходит значительный. Еще несколько лет назад инвестиции в основные фонды стремились к нулю.
Для сравнения. В СССР доля инвестиций в основные фонды была огромной по нынешним меркам. В 1950 годы — на уровне 20 процентов. В 1980-е — уже более 30 процентов. Такой объем инвестиций соответствовал японским показателям при неяпонской эффективности.
Тот достаточно высокий уровень жизни, которого достигла Россия в последние годы, был получен не за счет эффективного управления и даже не за счет высоких цен на нефть, а за счет низкого уровня инвестиций в основные фонды.
Иными словами, все, что мы зарабатывали — мы проедали. Все, что зарабатывал Советский Союз — он вкладывал в основные фонды. И за счет инвестиций в основные фонды, сделанные при СССР, в 2000 годы Россия могла себе позволить увеличивать потребление, зарплаты, пенсии. Но бесконечно так продолжаться не может.
Оглянитесь вокруг, мы живем в стране и городах, построенных в Советском Союзе. Основной жилой фонд построен в 70—80-е годы прошлого века. Фабрики, заводы, дороги, детские сады, школы, сети для горячего и холодного водоснабжения, отопления и канализации — это все старое. Вновь построенного очень мало.
Возьмем для примера флагманов ивановского инвестирования, примеры успешного бизнеса — «Серебряный город» и «Евролэнд». Они размещаются в зданиях бывших советских фабрик. Новые инвестиции по сравнению с теми, что были сделаны в свое время — сущие копейки. Мы по-прежнему эксплуатируем основные фонды, созданные при СССР. Соответственно, потихонечку все разрушается.
Черная дыра ЖКХ требует триллионы рублей. Это инвестиции в основной капитал. Их можно получить, если только кардинально изменить структуру расходов, перестав, как в путинский «золотой век» просто увеличивать доходы населения в ущерб основным фондам.
Задача увеличения доли инвестиций в основной капитал означает смену приоритетов государства с роста доходов населения на рост основных фондов. На то и другое — не хватит, о чем свидетельствует опыт СССР.
Нынешнее руководство страны, на словах демонстрируя ненависть к коммунистам и новые подходы к управлению страной (ба! да у нас частная собственность есть!), на деле есть плохая копия Советской власти.
Простое увеличение инвестиций в основные фонды не дает такого же роста конечного продукта и, тем более, эффективности. Все экономические теории гласят, что с ростом инвестиций их эффективность падает. Особенно, на фоне неэффективного управления. Вспомним, что на излете СССР объем инвестиций в стране был таким же как у японцев, а на выходе была дырка от бублика.
Статистика утверждает, что в 1980 годы рост инвестиций в Советском Союзе не только не приводил к экономическому росту, но и сопровождался снижением эффективности.
Сегодня мы имеем стремление к тем же 20—30 процентам инвестиций в основные фонды, эффективность которых, скорее всего, будет еще ниже, чем в СССР. Уровень коррупции в России делает понятие эффективности вообще невозможным. Плановой экономики нет, контроля власти над экономикой нет, как нет и контроля над местной и региональной властью со стороны центрального руководства, и само центральное руководство отсутствует в виде реальных, самодостаточных структур, какими были советские министерства и органы КПСС. Все зависит от воли одного человека, то есть ни от кого и ни от чего не зависит ничего.
Если не изменить в стране политическую систему, то увеличение инвестиций в основные фонды приведет к еще более быстрой деградации, поскольку воровать в больших объемах станет легче, а на доходы населения и, соответственно, стимулирование спроса, будет израсходовано меньше.
Так что следует внимательно читать, казалось бы, пустые отчеты и послания наших руководителей. Несмотря на то, что они выдержаны в духе самолюбования и головокружения от успехов, содержатся в них вещи довольно тревожные.