Мы все ходили понемногу на чем-нибудь и как-нибудь.
В минувшие выходные 27—28 апреля на Ухтохме (Ивановская область) прошло традиционное ежегодное водное ралли. По регламенту в соревнованиях и заплывах на интерес могут принимать участие все виды плавательных средств, приводимых в движение мускульной силой человека.
Среди неодушевленных участников были замечены: катамараны различной вместимости (от одного гребца до восьми гребцов плюс пассажиры), байдарки — двойки и тройки, резиновые лодки различных типов, каяки, неопознанные плавательные средства, одно милитаризованное судно патриотической направленности типа катамаран на бочках со сплошным настилом и бронебойной башней с пушкой.
Немного про условия. Речка Ухтохма быстроходна в любое время года, захламлена стволами и ветками уже упавших, все еще падающих и непрерывно падающих деревьев. Также на участке маршрута разрушенная плотина, несколько мостов и переправ — над водой, под водой, на уровне воды.
Ухтохма несудоходна всегда, за исключением весеннего паводка. В этот период она бурлит, местами кипит и зовет в свои могучие объятья все новые поколения туристов, причем, как водников, так и пешеходников, потому что весь маршрут можно проделать и берегом, или комбинируя перемещение, в зависимости от этапов, которых два (в два дня).
Маршрут, как я уже сказал, поделен на два этапа в два дня. Первый: от плотины в Комсомольске до промежуточного финиша где-то в лесу. Второй: от промежуточного финиша до моста на тейковской трассе возле детского лагеря «Строитель». По моему GPS расстояние первого этапа — 19,3 километра, второго — 19,5. С учетом того, что можно делать разные радиусы (река петляет, как лента гимнастки, выполняющей упражнения на зимних Олимпийских играх в Сочи-2014), то длину этапов в 20 километров и общую в 40 можно считать вполне корректной величиной.
Немного истории. Водное ралли на Ухтохме уходит своими корнями в глубь веков. Современная история связана с турклубом «Абрис» Ивановского имени В. И. Ленина (он тоже энергет) Энергоинститута. На промежуточном финише кое-кто поговаривает, что знает человека, который знает человека, который уже сорок раз ходил на ралли.
Первое документально засвидетельствованное ралли состоялось весной 1863 года (отсюда и 150-летний юбилей). За два года до этого в России было отменено крепостное право, и к тому времени произошло первичное распределение земель, принадлежавших раньше помещикам, между крестьянами. Но еще не произошло концентрации лучших угодий в руках так называемых кулаков (собирали землю в кулак).
Все были равны, пойменные, заливные луга были еще у многих. Жизнь казалась радостной и доброй. В тот год и решили крестьяне, получившие наделы земли вдоль Ухтохмы, провести накануне посевной этакие игрища, с путешествием по воде вдоль своих земель.
Самостийный водный праздник имел, правда, несколько языческие корни, поскольку идея родилась не на пустом месте. Как известно, русские, славяне, пусть и бескровно, но захватили эти земли у племени Меря, жившего на территории Ивановской и нескольких соседних областей.
Отследить присутствие Меря довольно просто. Населенные пункты — это геообъекты человеческие, то есть скоротечные и ненадежные. Почти все они носят названия славянские. Реки — геообъекты из разряда «вечных» и несут в своих названиях напоминание о временах зачастую доисторических. В Ивановской области, имеющей очень насыщенную речную сеть, практически все реки имеют неславянские имена, — например, та же Ухтохма.
Меряне имели в своем пантеоне преимущественно речных богов. Вся жизнь их была связана с Рекой. И как гласят предания и мерянский эпос, речные игрища проходили на этих берегах и берегах других мерянских рек многие столетия назад. Послание от Меря, а точнее, от их богов, было получено участниками нынешнего юбилейного ралли, о чем речь пойдет ниже.
Языческое прочно укоренилось в «раллях» на Ухтохме. Есть только одна безусловная уступка христианскому: когда самая высокая вода приходится на Пасху, то ралли переносят либо на неделю раньше, либо на неделю позже.
В этом году паводок был стремительный. Наилучшее время (наибольший подъем воды) было на выходные 20—21 апреля, но все участники никак не успели бы подготовиться — продуть баллоны и заточить весла, — поэтому перенесли на неделю позже.
Наверное, в связи с юбилеем или еще по каким причинам, неподвластным человеческому разумению, но Река проявила себя в этом году сурово.
Поясню для несведущих, что есть такое понятие — «обнос». Это когда препятствие на реке оказывается настолько непроходимым, что судно приходится вытаскивать из воды и обносить препятствие по суше. Это может случиться посреди леса, где препятствие имеет божественное происхождение в виде нагромождения упавших деревьев (даже если им помогали бобры). Это может случиться рядом с мостами и прочими артефактами. Поэтому не удивляйтесь фотографии катамарана на насыпи — это не памятник погибшему туристу-воднику, а классический обнос через дорогу рядом с мостом над Ухтохмой.
Есть такое понятие «кильнуться», то есть перевернуться на судне вверх килем (днищем). Кильнуться можно случайно, по велению Реки, или сознательно, спасая собственную жизнь. Наряду со всем остальным случилось и последнее. Каякер вошел в арку под мостом, однако расстояние от поверхности воды до бетонного свода (часто оттуда торчат стальные прутья) было сантиметров сорок. Лечь на дно каяка, в отличие от байдарки, невозможно, поэтому голову ему бы просто снесло (сила у воды огромная, если поток тащит, то ничего сделать невозможно). Пришлось каякеру кильнуться и пройти под мостом вверх килем, головой вниз.
Так вот, в этом году обносов было множество, и кильнуться пришлось очень многим. Паре туристов была реально спасена жизнь.
Один экипаж опытных туристов-водников запоздал со стартом. Ждали, когда привезут новые баллоны для катамарана, их привезли, но они оказались короче, чем нужно. Пошли на старых, стартанули последними, догнать никого тоже не смогли, потому что баллоны травили и нужно было по ходу часто подкачивать. Когда уже подступали сумерки (вот так все было небыстро: например мы на байдарке-двойке пришли к промежуточному финишу еще в два часа дня) заметили на берегу пару насквозь сырых туристов в сырых же спальниках.
Ребята кильнулись и ждали, что их кто-то подберет. Но этот экипаж катамарана был последним, причем, случайно последним. Если бы не они, то результат для кильнувшихся был бы невеселым.
Шел экипаж на лодке-резинке из отца с сыном. Впереди был обнос моста. Пока отец выходил на берег, лодку резко унесло течением вниз по реке — прямо под мост. Обычно на реке довольно пустынно, но в местах обноса, как правило, собирается несколько экипажей. И со всех сторон пацану заорали: «Ложись на дно! Ложись!». Мальчишка лег, не растерялся, прошел под низким мостом, вынырнул оттуда с дикими глазами, за мостом лодку поймали. Все хорошо, но маме, наверное, не расскажут.
Внушительное послание речных мерянских богов досталось легендарному шестиместному катамарану Хрома и Лёпы. Четыре года назад я сам прошел в экипаже этого катамарана весь сорокакилометровый маршрут. Восьмиметровые баллоны, прочная палуба из деревянного настила. Тяжелая и мощная конструкция, судно, с которым, казалось бы, на реке не может случиться ничего.
И вот этот катамаран с шестью гребцами и двумя пассажирами на борту водным потоком, как щепку поставило вертикально на одном из препятствий. И перевернуло бы, если глубина реки позволила.
С катамарана смыло и снесло всех и вся. В итоге, речной бог Хох-ма забрал с собой восемнадцать (восемнадцать!!!) бутылок водки.
На промежуточный финиш они пришли, хоть и не сломленные, но изрядно потрепанные, с почти полностью сдувшимся баллоном. На фотографии видно, как один из членов экипажа демонстрирует, как они разлетелись в момент крушения и вращались в воде вокруг катамарана.
А вот, собственно, и все. Следующее ралли через год.
P. S. К сожалению, как только что сообщили коллеги из «Частника», на ралли в первый день погиб человек. Участникам об этом ничего не было известно. Это еще раз говорит о том, что вода и такие тихие просторы средней полосы бывают опасны, и вести себя на воде нужно крайне осторожно.