Вместо того чтобы христосоваться и пить водку, как каждый «истинный православный» в Пасху я весь день работал — проводил количественное социологическое исследование по заказу самого себя.
В опросе приняли участие двадцать разнополых великовозрастных жителей города Иванова. Опрос проводился методом случайной выборки из моих знакомых по телефону или при личном контакте. Установить погрешность не представляется возможным, но результаты и их анализ вызывают у меня полное доверие.
Благодаря ненаучно-популярным брошюрам, проповедям, теленовостям, газетным колонкам о правильном питании и пасхальным открыткам практически все знают предысторию главного в Православии события — Воскресения Господня. Если отматывать события назад, то получим казнь, суд, арест и отправную точку — предательство одного из апостолов Иисуса Христа Иуды Искариота.
Кстати говоря, вся история с предательством Иуды очень похожа на провокацию со стороны Учителя: Один из вас предаст меня. С одной стороны вроде бы и предсказание, знание, а с другой — приказ. В терминологии современной интерпретации Римского частного права напоминает провокацию взятки: тебе, как бы исподволь предлагают те, кто и так уже все знает и кто сам и хочет тебя уличить.
Иисус к тому времени сказал народу и ученикам все что хотел, то есть выполнил вербальную часть миссии. Для закрепления необходимо было кровавое действо. Первосвященники и до этого ненавидели Иисуса, но как-то так совпало, что предательство и последовавшие за ним события случились не раньше, чем это понадобилось Сыну Божьему.
Впрочем, это нисколько не влияет на значимость для цивилизации Нового Завета, полученного от Бога и на слова, обращенные Иисусом к людям. Это всего лишь указывает на литературную основу книг Нового Завета, которые (дабы оказать должное влияние и быть услышанными) выстроены по человеческим законам литературного, сюжетного построения с элементами триллера.
Так вот, вернемся к соцопросу. Все знают, что Христа предал Иуда Искариот. А что он сделал с тридцатью сребренниками, полученными от первосвященников за предательство? Это и был единственный заданный в ходе исследования вопрос.
Еще до казни Иисуса Иуда раскаялся и вернул деньги заказчикам, а потом сразу же повесился, или удавился, как говорится в русском синодальном переводе Библии.
Не знаю, почему, но из всех четырех Евангелий только в Евангелии от Матфея есть упоминание об этом. В любом случае, истинно верующий, с трепетом читающий текст Святого Писания, не может пропустить сей факт.
Из всех респондентов — набожных, верующих, постящихся — ни один не ответил на заданный вопрос, и только двое затем воскликнули: «Ах да, точно!».
На мой взгляд, истинная христианская вера не может быть реализована в человеке и человеком без знания канонических текстов книг Нового Завета. Для большинства же «истинно верующих» вера и религия — это набор мифов и сказок, случайным образом подобранных на протяжении жизни вне библейского контекста, без знания и понимания Текста Нового Завета, бессмысленное восприятие картинок, воздействующих исключительно на тело.
«Заслуга» эта, безусловно, принадлежит Церкви, как институту. Причем это свойство Русской Православной Церкви — скрывать от верующих текст Библии, заменяя его проповедью, плавно переходящей в агитацию и пропаганду за власть и послушание — является изначально присущим ей, а не порождением большевизма и путинизма.
Перевод текста Библии с церковнославянского на русский язык был осуществлен лишь в конце 19 века. Церковнославянский — это мертвый язык, на котором русские люди никогда не разговаривали и не читали, почти то же, что и древнегреческий. Этот язык был доступен только священникам, которые изучали его для чтения Библии.
РПЦ, поддерживаемая Священным синодом, на протяжении всего 19 века бешено сопротивлялась всем попыткам Русского библейского общества перевести и издать Библию на русском языке (до той поры никто и думать не смел об этом).
Таким образом, только к началу 20 века русскому человеку стал доступен текст Библии, включая книги Нового Завета.
Русская Православная Церковь не имеет своей задачей нести людям текст Святого Писания. Для нее и Библия, да и сам Иисус — это инструмент придания легитимности своему особому статусу в обществе и государстве, сохранению своей власти. Ключевым моментом в этом является обладание сакральным знанием. Человек, знающий текст Нового Завета практически не нуждается в Церкви.
Общее название священников (кроме епископов) — иерей, что, собственно, означает жрец. Жрецы находятся в особых отношениях с правителями, Богом (богами) и людьми. Как ни странно, христианская церковь, воздействуя на паству, главным образом использует чисто языческие методы. Все богослужения в Храме, с выходами, входами, переодеванием, пением — это классический танец, древнеримский балет. Здесь нет места смыслу и разуму, здесь есть прямое воздействие на эмоции и чувства человека.
Ритуал заменяет Веру.
Самое надежное средство борьбы Церкви за души человеческие и власть — это единоличное толкование Библии, это проповедь, которая, когда нужно использует цитаты из Святого писания, а когда таковых не находится как, например, при агитации за Путина или придания имени графа-мошенника проспекту, то спокойно обходится и без таковых.
Несколько лет назад я довольно долго прожил в Сергиевом Посаде в гостинице, принадлежащей Троице-Сергиевой Лавре. Вполне себе европейского уровня гостиница. Обратили на себя внимание только две вещи — отсутствие в номерах телевизоров и Библии. Мелочь, конечно, но осадок остался.
Господа верующие, агностики и атеисты, читайте Библию сами. Это действительно великая Книга. И не слушайте попов, они, если и не врут, то, как минимум, недоговаривают.