Экономика и политика

Власти Путина ничто не угрожает

Мировая экономика поддержит существующую в России экономическую модель. То есть, как ни удивительно, заграница Путину поможет.

Тут кое-кто, вдохновленный официальной статистикой о намечающейся в российской экономике рецессии, стал позволять себе сомневаться в прочности путинского режима. Мол, глобальный кризис делает свое благое дело, подрывая экономическое положение России; нынешний режим надорвется от чрезмерной финансовой нагрузки и сам падет.

Данный прогноз (или надежда) являет собой образец абсолютного оптимизма. Во-первых, смена политического режима гарантированно уничтожит сложившиеся за много лет прочные, системные коррупционные связи. Во-вторых, крах существующей экономической модели, ориентированной на экспорт природных ресурсов в ущерб собственной промышленности, приведет, наконец, к настоящим реформам, которые сделают развитие демократии в России необратимым.

Полагаю, что все будет с точностью до наоборот, то есть абсолютный пессимизм. Во-первых, никакой смены политического режима. Во-вторых, укрепление существующей экономической модели. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Есть основания полагать, что в ближайшие годы нас ждет значительный рост цен на нефть.

Прежде всего, в мире явно сформировалось господствующее экологическое мировоззрение. Суть его в том, что все ресурсы конечны и Береги природу — твою мать. В таком контексте любые прогнозы относительно высоких объемов запасов нефти, эйфория в отношении сланцевой нефти (по аналогии со сланцевым газом) не могут быть определяющими ценовыми драйверами.

Экологичное мышление однозначно говорит, что все натуральное — дорого. Нефть, как ни странно, — это натуральное, одно из самых натуральных в классе энергоносителей.

Нефтяные цены закрепились на рубеже в сто долларов за баррель. И уже ничто не может их оттуда скинуть. Напомню, что «лихие девяностые» закончились при цене нефти в двадцать долларов, и это считалось тогда реальной справедливой ценой. Пять ударов, пятьсот процентов за десятилетие. Следующий рубеж — полтораста или, скорее всего, двести долларов в среднесрочной перспективе.

Несмотря на уже довольно длительный финансово-экономический кризис, нефтяные цены не только не падают, но и находятся на ранее никогда не виданных уровнях (если не брать в расчет кратковременный пик в мае—июне 2008-го, который, кстати, и обозначил следующий ценовой рубеж). А вот американские фондовые индексы и вовсе находятся на исторических пиках, не думая даже слегка откатить и консолидироваться перед новой атакой.

Этот парадокс объясняется довольно просто. В мире денег полно, кризис в первую очередь финансовый, а не экономический. Существуют проблемы кредитования, то есть нормального функционирования банковской системы, поэтому возможности инвестирования с целью извлечения прибыли или просто сохранения средств от инфляции весьма ограниченны.

Таким образом, самыми надежными инструментами инвестирования являются вложения в акции промышленных компаний и в нефтяные контракты. Даже в условиях кризиса инвесторы загоняют цены на них в заоблачную высь, хотя опасения относительно будущего мировой экономики все еще достаточно сильны.

Кроме того, результатом кризиса стала фактически реформа на рынках финансовых инструментов. Не вдаваясь в подробности: многие инструменты, ранее приносившие спекулянтам и инвесторам хорошую прибыль, сейчас просто запрещены. Условия инвестирования и спекуляций усложнены, контроль над ними усилен, прозрачность торговли повышена. Это значительно сужает поле для финансовых операций и дополнительно повышает привлекательность инвестиций в нефтяные контракты, как с физической поставкой, так и чисто спекулятивные и хеджевые (защитные).

Самое главное — состояние мировой экономики. Похоже на то, что оно как никогда хорошо.

В Китае, уже очевидно, что так называемой «жесткой посадки» не будет, чего опасались больше всего. В Европе за последние год-два почти полностью устранены дефициты госбюджетов. Также, торговые балансы выровнены, то есть экспорт с импортом находятся теперь уже в некоем равновесии и страны живут по средствам. При этом экономика-экспортер номер один в мире — Германия — продолжает устанавливать рекорды по экспорту, а ведь ее основные партнеры находятся в Европе.

То, что происходит сегодня можно назвать по аналогии со строительством, нулевым циклом: дом, вроде бы не растет в этажах, но происходит самое главное — возведение надежного фундамента.

Через год-два в Европе и США начнется долгосрочный и стабильный экономический рост на десятилетие, как минимум. Все вместе это окажет дополнительное и очень мощное повышательное давление на нефтяные цены за счет увеличения спроса и роста уверенности потребителей.

Одновременно с этим в России не происходит ничего. Десятилетие стабильности было упущено. Годы кризиса, в течение которых весь мир проводил реформы и приводил себя в порядок, бездарно потрачены на самолюбование и борьбу за право принимать затратные международные, преимущественно спортивные, форумы.

Мировая экономика позволит путинскому режиму сохранять себя еще достаточно долго — до тех пор, пока стагнация в российской экономике не приведет к полной деградации промышленности и инфраструктуры. Чем лучше будут себя чувствовать Европа, Северная Америка и Китай, тем больше угроз это несет России. Только тяжелый, полноценный глобальный экономический кризис (которого так и не случилось) мог бы привести Россию к реформам и, в конечном итоге, к сохранению и развитию.

Читайте также
Популярное
Рекомендуем
Читайте также
Рекомендуем
Еще новости
Вас заинтересует
Рекомендуем