Экономика и политика

Новая Стратегия социально-экономического развития Ивановской области

Десятого июня ивановский губернатор Михаил Мень провел первое рабочее совещание комиссии (он ее и возглавляет) по корректировке Стратегии развития Ивановской области на период до 2020 года. Закончиться корректировка должна почти через год, к маю 2014 года. Таким образом, можно смело говорить не о корректировке, а о новой Стратегии.

Мень

Научным руководителем разработки документа стал известный экономист, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Владимир Мау. Однако, ознакомившись с текстом пока еще действующей ивановской Стратегии, я пришел к выводу, что кандидатура Владимира Мау не является оптимальной. Наилучшим куратором стал бы Михаил Задорнов — не бывший министр финансов России, а настоящий Задорнов — писатель-сатирик.

«Стратегия социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года» имеет статус областного закона, и была утверждена 11 марта 2010 года. Стратегия развития на десять лет, которую необходимо заново переписать уже через три года после начала реализации, вызывает подозрения в качестве самого документа, какими бы обстоятельствами данная необходимость не обосновывалась.

Еще раз обращаю внимание, что речь идет именно о новой Стратегии. Так называемая «корректировка» в данном случае — фигура речи, потому что корректировки в документ уже вносились в марте и июне 2011 года.

Ни само совещание, ни предшествующие и сопутствующие события и официальные комментарии не дают ответа, почему на самом деле понадобилось переписывать Стратегию. Прочитав ее, я понял, почему, но это было не просто, поскольку собственно стратегические параметры стратегии и оценка ситуации вряд ли будут изменены хоть на йоту.

Документ, зачастую, вызывает улыбку, а местами и смех, но это не повод для глобальных изменений. Придется много цитировать, но оно того стоит: получите колоссальное удовольствие.

«Количество вузов на территории Ивановской области увеличивается за счет роста негосударственных вузов. В ближайшее время учебные заведения столкнутся с проблемой малого количества абитуриентов, что ставит вопрос о целесообразности дальнейшего роста числа вузов. Поэтому необходимо сокращать численность студентов вузов».

Не знаю, была ли согласована эта стратегическая линия с Министерством образования и ректорами ивановских вузов. В любом случае, курс на снижение числа студентов оказался в тренде, — правда, не реализации, а обсуждения в контексте повышения качества высшего образования. Причем здесь усилия областного правительства и региональная Стратегия развития?

Мой самый любимый пассаж из Стратегии:

«В последние годы растет общий уровень заболеваемости населения, что связано с проведением комплекса работ по выявлению заболеваний. Поэтому в ряде районов с низкой обеспеченностью населения врачами наблюдается и низкий уровень заболеваемости».

Когда Бог создавал экономический блок правительства Ивановской области, он видимо (как и сама область) был стеснен в ресурсах и поэтому сильно экономил. В первую очередь, на объеме головного мозга реципиентов, создаваемых по образу и подобию.

Дальше идет абсолютно нелогичный вывод о необходимости увеличения количества врачей. Чтобы повысить статистические показатели уровня заболеваемости?

А вот самый удивительный отрывок, хоть и не самый мною любимый, но отдаю должное глубине мысли «стратегов»:

«В последние годы происходила реструктуризация культурно-досуговых учреждений, особенно в сельской местности, что привело к их сокращению вследствие уменьшения численности населения, отсутствия кадров и изношенности зданий. В связи с этим обеспеченность населения Ивановской области данными видами учреждений остается высокой».

Дальше будет довольно большая цитата, составленная из трех отрывков. Сразу обратите внимание на то, возможно ли в принципе будет заменить данный текст другим в новой Стратегии:

«Ивановская область характеризуется низким уровнем инвестиционной привлекательности. Низкий уровень инвестиционного потенциала характерен как для финансовой, производственной, инновационной сфер, так и для потребительской сферы.

Низкая конкурентоспособность произведенной продукции приводит к отсутствию достаточно стабильного спроса на производимую продукцию. Ситуация усугубляется высокими импортными пошлинами и налогами на импортируемые компоненты производства, высокими и растущими тарифами на электрическую энергию, коммунальные услуги.

Ивановская область почти не участвует в международном разделении труда и выпускаемая на ее территории продукция, за исключением продукции нескольких предприятий, не востребована и, следовательно, имеет низкий уровень конкурентоспособности».

Так и хочется воскликнуть: «Что же нам скажет Мау?!».

В Стратегии определены три варианта сценария развития: либеральный, интенсивный и консервативный.

«Оценка либерального сценария. Либеральный сценарий характеризуется полным отказом Правительства Ивановской области от какого-либо активного вмешательства в вопросы экономического развития (за исключением нормативно-правового регулирования). Вся имеющаяся областная собственность быстро приватизируется. Вопросы, связанные с привлечением инвесторов, отдаются «на откуп» местным предпринимателям и «свободному рынку».»

Мне понравилось, что «свободный рынок» заключен в кавычки.

«Оценка сценария интенсивного развития. Учитывая нарастающие макроэкономические угрозы в виде усиления международной и межрегиональной конкуренции, в данном случае саморегулирующей силы рынка уже недостаточно для обеспечения ощутимого экономического развития. Выход — в максимальной активизации усилий Правительства Ивановской области по обеспечению условий для интенсивного роста экономики области. Интенсивный сценарий характеризуется тем, что выявленные путем анализа стратегически перспективные отрасли реального сектора экономики должны развиваться темпами в 2-3 раза выше существующих.»

А что, региональные политики федерального уровня вроде М. А. Меня не могут ставить неамбициозные цели и сидеть сложа руки (сидеть сложа руки — это либеральный сценарий). И как нельзя кстати: «Кроме того, областные власти ведут переговорный процесс в политическом пространстве, стараясь сформировать включенность и участие отраслей области в крупных макрорегиональных проектах».

Чья же это рука, а вернее, перо: «переговорный процесс в политическом пространстве»?

«Оценка консервативного сценария. В случае если системные намерения Правительства Ивановской области не будут реализованы по причине непреодолимых факторов, вступит в силу консервативный сценарий.»

Коротко и понятно: системные намерения областного правительства могут не осуществиться только и исключительно в силу обстоятельств непреодолимой силы. К таковым я лично отношу само правительство Ивановской области, которое является форс-мажором, то есть обстоятельством непреодолимой силы на пути реализации намерений правительства Ивановской области.

Соотечественники, сограждане! Кто-нибудь когда-нибудь и где-нибудь слышал о том, какой сценарный вариант развития избрало правительство Ивановской области: либеральный, интенсивный, консервативный?

Зачем новая Стратегия, трата ресурсов и времени на ее разработку, ведь и в нынешнем документе все есть. Гениальность разработчиков в том, что они все предвидели. Нужно просто-напросто объявить, что выбран консервативный сценарий развития и тогда губернатор Мень — гений предвиденья: Стратегия реализуется на практике как по написанному.

А вот сейчас мы переходим к главному, почему все-таки понадобилась новая Стратегия.

«Важнейшим фактором конкурентоспособности текстильно-промышленного кластера является интеграция текстильных предприятий с предприятиями нефтегазового комплекса в целях освоения производства смесовых тканей и нетканых материалов. 1 этап (до 2015 года). Создание условий для перехода к выпуску продукции из химического волокна и освоение нового ассортимента продукции.»

До «перехода к выпуску» осталось полтора года, а что касается комбината химического волокна, то нет не только источников финансирования и кредитных линий на его строительство, но нет даже проекта предприятия. Есть некое областное государственное предприятие «Рога и копыта синтетической коровы», которую слегка подаивают, но к отчету о выполнении 1 этапа Стратегии корову не подошьешь.

Самый сюрреалистический кусок из документа:

«В рамках направления спортивного и активного туризма предполагается создание конноспортивного клуба, конной тропы по маршруту Плес—Юрьевец, тренировочная база паралимпийцев в районе п. Утес, поля для гольфа на 18 лунок».

Как вам детализация региональной стратегии на десять лет вперед до точного количества лунок и конной тропы?!

Вместе с интеграцией с предприятиями нефтегазового комплекса (1 этап) это и сгубило Стратегию. Документ просто-таки изобилует цифрами и росписями того, что и когда должно быть сделано и достигнуто. Причем, если цели и задачи определяются максимально широко и туманно, то лунки и тропинки максимально конкретно, соответственно, превращая документ в обломовские фантазии.

Ну и напоследок, самый советский отрывок из Стратегии (просто класс!):

«Недавно завершена реконструкция ближайшего аэропорта для гражданских самолетов, расположенного в г. Иванове на расстоянии 78 км от г. Плес».

Почему советский? В каком-то 197… мохнатом году в Иванове случился пожар в 32-й школе. «Голос Америки» передавал: «В селе Иваново, что под городом Тейково, сгорела единственная школа».

Американцы знали, что Тейково — база ядерных ракет, а Иваново с его текстильным кластером они не знали.

Читайте также
Популярное
Рекомендуем
Читайте также
Рекомендуем
Еще новости
Вас заинтересует
Рекомендуем