Серия арестов крупных чиновников из окружения ивановского губернатора говорит о том, что новые руководители УМВД и Следственного комитета региона стоят на правильном пути. Только копать нужно глубже.
Вне зависимости от того будут или нет урезаться социальные расходы государства, очевидно, что общие расходы бюджетов всех уровней снизятся, начиная со следующего года. Официальная российская статистика сообщает о почти нулевом росте экономики. Это вполне может означать, что в реальности мы уже находимся в стадии рецессии (отсутствие положительного роста ВВП в течение двух и более кварталов подряд).
Главное же, что нет перспектив. Безработица находится на исторических минимумах, — значит, нет резервов использования трудовых ресурсов. Цены на нефть находятся вблизи исторических максимумов, — значит, нет резервов повышения доходов федерального бюджета.
Таким образом, на первый план выходит задача экономии ресурсов: материальных и финансовых.
На таком фоне интересно обратиться к практике расходования бюджетных средств в Ивановской области. О размере государственного долга Ивановской области уже было сказано, сопоставить одно с другим читатель сможет самостоятельно после прочтения данной статьи.
На сегодняшний день находится в стадии исполнения контракт на поставку каменного угля в отопительном сезоне 2013—2014 годов для нужд бюджетных организаций Ивановской области. Общая стоимость — почти 119 миллионов рублей, и она соответствует изначально объявленной максимальной цене контракта.
Разумеется, исполнитель контракта, то есть поставщик угля для муниципалитетов и бюджетников должен был быть выявлен в ходе открытого аукциона. Однако, как это уже давно принято в Ивановской области, к государственным торгам был допущен только один участник, поэтому аукцион был признан несостоявшимся, понижения цены не было, и контракт заключили с единственным участником по максимальной цене. В пересчете на тонну цена составила 5273 рубля 50 копеек, запомним эту цифру.
Сам по себе факт тотального отсутствия торгов при распределении бюджетных средств, когда речь заходит о суммах свыше десяти миллионов рублей, говорит о многом. Как минимум, о непрофессионализме и отсутствии нужных компетенций у чиновников и в целом структур областного правительства, ответственных за данную работу, а также об отсутствии контроля со стороны руководителей региона и областного парламента. Однако гораздо более ярко и недвусмысленно такого рода факты звучат в привязке к цифрам, а не нашим предположениям — то есть в сравнении.
Аналогичный контракт на поставку каменного угля для бюджетных учреждений Владимирской области был заключен в несколько иных условиях. Начальная цена контракта в пересчете на тонну была даже выше, чем в Ивановской области — 5500 рублей. Но к участию в торгах были допущены четыре организации, и в ходе аукциона окончательная цена составила уже 3200 рублей!
Получается, что при схожих изначальных условиях бюджет Владимирской области тратит на закупку угля на 40 процентов меньше! Уже неоднократно писалось, что крупные контракты в Ивановской области, как правило, реализуются без конкурсов и аукционов. Поэтому, с точки зрения экономии средств, можно с уверенностью предположить такие же итоги по всему перечню бюджетных закупок в регионе. Это даже не сотни миллионов, это миллиарды рублей, которые ежегодно оседают в чьих-то карманах.
Более того, месяц назад во Владимирской области был проведен аукцион на закупку угля для нужд управления исполнения наказаний. Там по итогам торгов цена за тонну составила и вовсе 2927 рублей.
Теперь вернемся к победителю несостоявшегося аукциона на закупку угля на отопительный сезон 2013—2014 годов в Ивановской области. Это ООО «Иваново-СУЭК» — стопроцентная «дочка» ОАО «СУЭК» (Сибирская угольная энергетическая компания).
Среди множества других дочерних компаний, в структуре ОАО «СУЭК» есть только три общества, осуществляющих сбыт угля: одно находится в Кирове, другое в Швейцарии и третье, конечно же, в Иванове.
Существование сбытового представительства одной из крупнейших в России угольных компаний ОАО «СУЭК» в Иванове, где нет металлургической отрасли, на мой взгляд, может быть объяснено только одним — наличием негласной договоренности между руководством Ивановской области и ОАО «СУЭК», что компания всегда выиграет здесь все конкурсы и торги на поставку угля за счет бюджетных средств.
Размер предполагаемых потерь бюджета Ивановской области от системы организации государственных торгов вызывает оторопь и полнейшее недоумение. Впору вести речь не об «особо крупном размере», а о разорении целого субъекта Федерации.
Нет сомнений, что ответственность за это лежит на губернаторе Михаиле Мене и его команде. До тех пор, пока этот «эффективный менеджер» и его товарищи сидят здесь в креслах, у Ивановской области перспектив нет.