Временно исполняющий обязанности губернатора Ивановской области Павел Коньков приступил к ликвидации наследия М. А. Меня.
Тот, кого президент Путин назначает временно исполняющим обязанности главы региона, всегда становится и полноценным губернатором. Чтобы уйти от абсолютных и безапелляционных суждений, скажем иначе: всегда идет на выборы при поддержке Кремля.
Очевидно, что Павел Коньков фигура согласованная Кремлем не на период до выборов, а на должность нового губернатора. В системе координат современного российского государства нет «временно исполняющих обязанности», нет переходных периодов и нет решений, которые принимаются по обстоятельствам. При уходе старого губернатора (руководителя) одновременно принимается решение и по кандидатуре нового, а приставка «временно» это всего лишь условность.
То, что происходит сегодня в Ивановской области идет по сценарию, который был утвержден на встрече Михаила Меня с президентом 27 сентября. Именно по этому сценарию не было назначения на должность вице-губернатора, так как он формально и должен быть врио, а решение было принято по первому заму областного правительства Конькову.
Судя по всему, в рамках сценария Меню не было обещано сохранение паблисити в Ивановской области и отсутствие ревизии его наследия. По крайней мере, Павел Коньков на первом же оперативном совещании нового регионального правительства весьма недвусмысленно выразил отношение к стилю работы «кризис-менеджера» из Сергиева Посада — отменил практику выездных заседаний правительства и массового выхода чиновников на публичные мероприятия.
Он мог бы повременить с этими заявлениями, но предпочел сразу показать, кто тут новый, отнюдь не временный, начальник. Похоже, ему все меневское тоже изрядно надоело.
Влияние серого кардинала, председателя регионального политсовета «Единой России» Сергея Пахомова будет снижаться в геометрической прогрессии, и он не задержится в Ивановской области. Вслед за ним потянутся и два сопредседателя сергиевопосадского даун-клуба — Ильюшкин и Матвеев.
Духовное наследие М. А. Меня будет изжито довольно быстро, чего не скажешь о материальных результатах работы его самого и его туповатой команды. Все вместе они за восемь лет сумели построить только одну потемкинскую деревню в Плесе, но при этом своими бездарными действиями почти разрушили бюджет области и нанесли прямой ущерб на миллиарды рублей. Один только мост над полем с развязкой в сельхозугодья вместо Восточного обхода обошелся в миллиард рублей.
Однако это не значит, что в Ивановской области наступят какие-то улучшения. Можно надеяться, что Коньков прекратит тотальное воровство через систему госзакупок. Это первое и главное, что нужно сделать. Но экономия бюджетных средств — это личный выбор конкретного человека, губернатора в данном случае, который не отражается на общем состоянии дел: просто дотаций из федерального бюджета потребуется меньше. Это, конечно, признак эффективности управления, если сравнивать. Но ведь никто сравнивать не будет.
До сих пор мы жили в стране, где основным алгоритмом выбора, оценки и принятия решений была политическая эффективность. Поэтому ложь, подкуп, воровство, прислуживание в церкви и разглагольствования о духовных ценностях сочетались весьма гармонично.
Сегодня проходит некий водораздел, когда на первый план (не от хорошей жизни) выходит экономическая эффективность. Это другой алгоритм, другая мотивация. Воровать можно и при такой системе, но цинизма станет меньше, и дураки более заметны. То есть хотелось бы этого.