Стремление к хорошей отчетности может привести к не очень хорошим результатам. Особенно плохо, когда спекуляции идут на детских жизнях.
Недавно первый зампред правительства Ивановской области Ольга Хасбулатова, выступая на телевидении, весьма лестно оценила эпоху правления бывшего губернатора Михаила Меня. Ольга Анатольевна заявила, что при Мене область вошла в максимальное число федеральных программ.
И вот вам результат. Первая федеральная программа в постменевскую эпоху, и там нет Ивановской области. Девятого декабря председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении «Программы развития перинатальных центров в Российской Федерации».
Прежде чем продолжить, следует сказать, что вхождение в максимально возможное число федеральных программ отнюдь не является доблестью. Как правило, каждая программа, хоть она и федеральная, требует софинансирования из регионального бюджета, но главное: она требует грамотных административных, управленческих решений в ходе реализации; это дополнительная отчетность, отвлечение ресурсов и так далее. Участие во всем что только можно сродни занятиям школьника в кружках кройки и шитья, рисования, пения, танцев и тренировкам в боксерской школе, легкоатлетическом манеже и шахматной секции одновременно.
В общем, не все так однозначно. А вот ради справедливости надо сказать, что отказ включить Ивановскую область в программу строительства перинатальных центров, на мой взгляд — прямое следствие правления бывшего губернатора Меня. Это при нем отчетность стала превалировать над реальностью.
За предыдущие три года в России было построено двадцать три перинатальных центра. Программа, утвержденная вчера распоряжением Медведева, предусматривает строительство еще тридцати двух в следующие три года. Ивановской области в обоих этих перечнях нет.
Можно сказать, конечно, что у нас есть НИИ материнства и детства. Можно сказать даже больше, как это сделал прошедшей весной Михаил Мень. Посещая ивановский родом № 1, губернатор заявил, что «он работает по типу областного перинатального центра». Посещая Кинешемскую районную больницу, губернатор сказал, что «…позволяют считать родильное отделение Кинешемской ЦРБ межтерриториальным перинатальным центром».
Таким образом, по Меню и социальному блоку регионального правительства, оставшемуся при делах и должностях, в Ивановской области, как минимум два перинатальных центра, — ну, то есть типа перинатальных центра.
Отсутствие заинтересованности ивановских чиновников в строительстве с нуля нового перинатального центра объясняется очень просто — головокружением от успехов и тем, что на федеральном уровне мы уже прокукарекали о чуть ли не европейски низком уровне младенческой смертности в Ивановской области.
Однако данные за текущий год, оказавшиеся, на первый взгляд, неожиданными, говорят о резком росте уровня младенческой смертности в Ивановской области. Но после таких праздничных рапортов о ее снижении в 2012 году, как-то неудобно идти в федеральное правительство за помощью.
Теперь о «неожиданностях». За девять месяцев этого года младенческая смертность в Ивановской области резко выросла и достигла неблагополучного показателя 8 промилле (восемь случаев на тысячу).
По итогам 2012 года показатель составлял 6. Но статистика это не совсем точная наука: при желании она может быть серьезным инструментом исследований, а при желании — инструментом манипулирования.
За восемь месяцев 2012 года показатель младенческой смертности составил рекордные, почти европейские 4,5. Но по итогам года он опустился до 6. Чтобы из 4,5 по итогам года получилось 6, нужно, чтобы за оставшиеся четыре месяца года младенческая смертность была на очень высоком уровне, — как минимум, 8.
То есть негативная тенденция началась не вдруг и неожиданно ближе к середине 2013 года, а явно еще осенью, а может и летом 2012 года! Но этого предпочли не замечать, потому что появился отличный шанс выдать в Москву среднюю по году хорошую статистику, которая намного лучше средней по России.
А вот сегодня мы как вся страна. И никто не может объяснить, почему так растет младенческая смертность в Ивановской области, и когда темпы роста могут, хотя бы, стабилизироваться.
Показатель младенческой смертности является очень волатильным, то есть подверженным значительным колебаниям, которые не могут быть объяснены текущим состоянием медицинских исследований. Судя по всему, все было с точностью до наоборот: не внезапный рост младенческой смертности, а внезапное и кратковременное ее снижение, потом все вернулось на свои места.
Ивановская область будет бороться с младенческой смертностью не строительством нового перинатального центра, а как завещал Михаил Мень — тем, что «работает по типу перинатального центра».