Новая схема финансирования капитального ремонта домов грозит грандиозными скандалами и небывалой коррупцией.
Начиная со следующего года, вводится новый денежный сбор с граждан собственников жилья в многоквартирных домах. Эти взносы предназначены на капитальный ремонт домов, который отныне становится личным делом ответственных (и безответственных тоже) квартиросъемщиков.
Депутаты Ивановской областной думы решили взять под свой контроль процесс перехода на новую схему финансирования капремонта, то есть сбора денег на капремонт. И сразу возникает вопрос, стоит ли им доверять, и не лучше ли было, чтобы они не брали на себя повышенных обязательств заботясь о народе и его кошельке?
В официальном сообщении о депутатских слушаниях на тему капремонта говорится о том, что средства, собираемые с населения, будут аккумулироваться на счете специально созданного регионального оператора. Однако ни слова не говорится о том, что средства также могут направляться и на специальные счета каждого дома — по решению собственников жилья.
Можно предположить, что региональные и муниципальные власти при контролирующей поддержке депутатов будут педалировать на необходимости «общего котла», а про индивидуальные счета будут больше помалкивать.
При вхождении в систему с региональным оператором все собираемые средства становятся, по сути, собственностью, чиновников, которые и будут определять (на основании нормативов, разумеется) — когда и какой дом подлежит капремонту. Начинать будут, понятно, с тех домов, которые старше.
Жильцы домов, которым год, два, пять, десять лет будут очень долго и много платить региональному оператору, потому что им до капремонта еще очень долго. А когда лет через двадцать возникнет необходимость, неизвестно, сколько денег будет у оператора и какая будет очередь на капремонт.
Одновременно со схемой «общего котла» реализуется и схема персональных счетов дома. Эти деньги уже точно принадлежат собственникам квартир дома и не могут быть никем потрачены. Такой вариант, безусловно, предпочтительнее для очень многих собственников, но крайне неприятен областным и муниципальным властям. Ведь, в таком случае общий фонд на капитальный ремонт будет весьма скудным.
Более того, определение первоочередников на капремонт становится делом весьма коррупционным. Причем, чем меньше денег на счете регионального оператора, тем более коррупционным.
Создание регионального оператора произойдет в очень короткий срок. Если в начале года собственники жилья в многоквартирных домах не определятся с персональным счетом дома, то автоматически войдут в схему «общего котла». В последствии, если они захотят выйти из нее, то это можно будет сделать с большими трудностями и не ранее чем через два года.
Создание регионального оператора средств, собираемых на капитальный ремонт — это появление еще одной сферы регулирования и распределения. Наши чиновники с депутатами не могут цивилизованно решить проблему точеных застроек и выделения участков земли. Здесь же им придется разруливать конфликты, в которых будут сотни, если не тысячи активных заинтересованных сторон.