Президент Путин готовится к крупнейшей реформе местного самоуправления и административного устройства страны. Масштаб реформы сопоставим с принятием Конституции или созданием Российской Федерации.
Все ожидали, что Путин огласит планы по реформированию местного самоуправления в своем ежегодном послании Федеральному Собранию 12 декабря. Этого не произошло, но не в связи с отменой этих планов, а просто потому, что заявить об этом было решено несколько иначе — с подведением теоретической базы экспертным сообществом.
В воскресенье 15 декабря близкий к Кремлю Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) опубликовал аналитическую записку «Реформирование системы организации МСУ в крупных городах и городских агломерациях: возможные подходы».
В преамбуле сказано, что документ подготовлен в соответствии с обращением Народного фронта и обсуждением на дискуссионной площадке ОНФ 4 декабря вопросов развития городов.
Аналитическая записка ИСЭПИ предваряет модели развития анализом законодательной базы, и утверждает, что предлагаемая реформа соответствует Конституции РФ и международным обязательствам России.
Социально-политическое обоснование необходимости реформы сформулировано очень кратко, но убедительно:
«У губернаторов возникает объективный запрос на расширение возможностей влиять на социально-экономическую политику в городских округах и муниципальных районах. Именно губернаторы несут ответственность перед федеральной властью за выполнение целевых показателей по повышению зарплат в сфере здравоохранения, образования, культуры, тогда как школы, детские сады, дома культуры и ряд других социальных учреждений в регионах являются муниципальными учреждениями, а органы власти субъектов РФ не могут прямо влиять на их зарплатную политику. Политика реорганизации бюджетной сферы в регионах и оптимизации их управленческого аппарата требует включения детских садов, школ, библиотек и других учреждений в качестве филиалов в состав единой сети, что затрудняется в случае расположения объединяемых учреждений в границах разных муниципальных образований».
Понятно, что после таких слов никаких сомнений в реальности и обоснованности реформы не возникнет ни у кого.
Смысл реформы заключается в том, чтобы нынешние крупные субъекты местного самоуправления — города и районы — включить в систему государственной власти Российской Федерации. Местное самоуправление останется внутри этих субъектов в границах новых и уже существующих территорий, что и позволяет не нарушить Конституцию и Европейскую хартию местного самоуправления.
Руководители новых элементов государственно-административного устройства регионов будут назначаться губернаторами. Представительные органы власти либо упраздняются совсем, либо меняется форма наделения их полномочиями (в зависимости от того, какая из двух моделей реформы будет выбрана).
Модель № 1: «Создание территориальных органов государственной власти».
В предлагаемой модели каждый субъект РФ будет состоять из определенного числа административно-территориальных единиц — городов и административных районов. В большинстве случаев их основу составят нынешние муниципальные образования «второго уровня» — городские округа и муниципальные районы.
Управленческий каркас при этой модели создают районные и городские государственные администрации. Их главы назначаются губернатором. Городские думы упраздняются.
Модель № 2: «Городские агломерации».
В этом случае управление обеспечивается за счет создания администрации агломерации, глава которой назначается губернатором.
В этой модели представительный орган всей агломерации — городская дума — сохраняется. Однако, как говорится в документе, целесообразно избирать ее депутатов не напрямую, а из состава депутатов внутриагломерационных представительных органов (например, поселковых дум или советов).
Эксперты ИСЭПИ рекомендуют завершить реформу местного самоуправления до середины 2015 года. Перераспределение полномочий должно завершиться, как минимум, за год до выборов в Государственную думу 2016 года. Также, предлагается принять все необходимые поправки в законодательство весной будущего года — до начала летних парламентских каникул.
Таким образом, при попытке соответствовать букве закона, очевидно, что в случае реализации данных предложений, по сути, произойдет ликвидация местного самоуправления в России.