Стратегией развития Ивановской области займется Академия народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ

Очередной руководитель Ивановской области приступил к разработке очередной Стратегии развития Ивановской области.

Печально, но факт: за восемь лет нахождения в должности губернатора Ивановской области нынешнему министру строительства и ЖКХ РФ Михаилу Меню и его команде не удалось разработать Стратегию развития региона. Документ с подобным названием есть (хотя, его даже цитировать неприлично), а стратегии — нет.

Нет даже концепции, каких-то базовых или рамочных параметров, которые указывали бы путь, куда бежать.

Путин и «Единая Россия» своими пропагандистскими псевдостратегиями приучили общество к мысли о том, что Стратегия — это такая игра: она вроде бы нужна, но практического смысла не имеет.

На самом же деле, Стратегия — это документ прямого действия, в соответствии с которым принимаются (или не принимаются) все решения. Любая программа, финансирование, конкретные объекты, инфраструктура, прежде всего, сверяются с тем, соответствуют ли они достижению стратегической цели или решению одной из стратегических задач.

Например, комбинат синтетического волокна, о котором так много и долго говорят в областном правительстве, по идее, не соответствует стратегии развития Ивановской области, и поэтому не должен реализовываться. Потому что это отвлечение ресурсов — финансовых, административных и прочих, — от достижения стратегической цели.

Конечно же, повторюсь, что у Ивановской области нет реальной стратегии развития. Однако, исходя из имеющихся преимуществ региона, связанных с традиционным текстильным кластером, наверное, было бы стратегически правильным развивать текстильную отрасль и легкую промышленность в целом.

Комбинат синтетического волокна — это химическое производство. В регионе нет масштабного опыта создания и функционирования подобных производств. Нет необходимой и достаточной инфраструктуры, нет логистики.

Комбинат относится к числу сырьевых предприятий. Сырье — это не ивановская тема, наша тема — производство.

Сырье, которое должен производить комбинат, не имеет потребителей на территории Ивановской области.

Комбинат синтетического волокна никак не вписывается в стратегический образ региона, в его стратегические реалии.

Слова о диверсификации экономики региона в данном случае пустой звук. Нет стратегических линий (они не написаны и не разработаны), в которые бы вписывался комбинат. Он полностью выключен из структуры экономики Ивановской области. Усилия же, которые затрачены и тратятся на него, соответствуют тому будто бы сам комбинат и есть Стратегия развития Ивановской области. При этом он сам по себе не решает ни одну стратегическую задачу: ни создание достаточного количества рабочих мест, ни поддержку местной промышленности, которая если рухнет окончательно, то ее невозможно будет заменить и десятком таких комбинатов.

Однако вернемся к собственно Стратегии, как документу (выше было лирическое отступление).

Погода назад Михаил Мень объявил о том, что начата работа по корректировке Стратегии развития Ивановской области на период до 2020 года, и она будет закончена в апреле 2014 года. Научным руководителем был определен ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Владимир Мау.

Удивительно, но факт: сразу после скоропостижного ухода Михаила Меня из региона, новый руководитель губернии Павел Коньков чуть ли не первое что сделал — это начал поиск исполнителя для выполнения работы по корректировке Стратегии. Остается неясным, чем занимался Мау и его Академия в предыдущие четыре месяца.

Семнадцатого декабря были подведены итоги конкурса на право заключения контракта «Корректировка Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года, включая разработку инвестиционного и инновационного разделов Стратегии, а также мероприятий по реализации ключевых направлений развития Ивановской области до 2020 года».

Срок исполнения работ: июль—август 2014 года; стоимость: 3 миллиона 400 тысяч рублей.

Среди конкурсантов были восемь участников из разных регионов страны: от Иркутска до Москвы. Победителем стал тот же профессор Владимир Мау, то есть Российская академия народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ. Ключевые функции академии — это подготовка кадров для госслужбы; проведение научных исследований для администрации президента РФ и правительства; экспертное и научное сопровождение деятельности администрации президента и правительства.

В Иванове существует филиал этого учебного учреждения, более известный по старому названию «Филиал Северо-Западной академии государственной службы».

То, что победила академия госслужбы при президенте РФ удивления не вызывает. Любопытно другое, на каком месте оказалась Высшая школа экономики — не очень любимое российскими властями средоточие «либеральных» экономистов.

«Вышка» заняла седьмое место. Видимо, опасаясь любой возможности ее прохождения на первое место по числу конкурсных баллов, конкурсная комиссия слегка перестаралась в своем рвении.

Национальный исследовательский университет при правительстве РФ «Высшая школа экономики» проиграл даже академии наук Татарстана, экономистам из Вологды и какой-то «Илиге» из Иркутска.

Цель корректировки Стратегии развития Ивановской области до 2020 года: «Комплексное решение ключевых социально-экономических задач Ивановской области и повышение на этой основе уровня жизни населения региона, развитие производственного, инвестиционного, инновационного и кадрового потенциала».

При всем уважении к правительству Ивановской области, которое разработало техзадание для разработчика, но это не цель — это чушь какая-то для электората. Соответственно, на выходе мы получим очередную пустышку, в рамки которой можно будет вписать любую имитационную деятельность типа аэропорта, метро, скоростных поездов или мифического комбината синтетического волокна.

Правда, тут можно задаться вопросом: кто должен определить стратегические цель и задачи — областное правительство или исполнитель?

Исходя из того, что написали в департаменте экономического развития Ивановской области, на месте разработчика Стратегии я бы ушел в сторону нефтегазового кластера. Судя по всему, этого наши чиновники и добиваются: положить документ на полку, как не отвечающий реалиям, и спокойно заниматься привычным делом подготовки к очередным выборам.

Вас заинтересует

Читайте также