Экономика и политика

Отчет о непроделанной работе

Все забыли о продаже двух главных городских предприятий коммунальной сферы. А ведь на это делались такие ставки.

Глава города Иванова Вячеслав Сверчков и глава администрации города Иванова Александр Кузьмичев совместно отчитались об итогах работы и депутатов, и чиновников в 2013 году.

Публичные отчеты руководителей в устной форме вещь безопасная и благодарная. Можно говорить все что угодно и все что угодно не говорить. Никто же не сопоставляет реальность с обещаниями и планами.

Поэтому есть «положительная динамика», а кое в чем даже и «прорыв», позитивные изменения, рост и появление «программной структуры» в городском бюджете. Можно также порадоваться за новые служебные автомобили обоих глав.

Чтобы хоть как-то привести в чувство наших руководителей было бы достаточно заглянуть в документ под названием «Комплексная программа социально-экономического развития г.о. Иваново на 2012—2014 гг.». Там и про переход от точечной к комплексной застройке, и про транспортное обслуживание, и про многое другое. Но лучше обратиться всего лишь к одной теме, а точнее одному нереализованному решению.

Главная городская проблема — это обеспечение населения и предприятий теплом и горячей водой.

Главная потому, что очень дорогая и очень сложная. При этом сегодня вся система доставки и реализации тепла и горячей воды находится под непосредственным управлением городских властей, то есть никакие «частники», никакие «управляющие компании» не могут послужить властям города оправданием или объектом для перевода стрелок.

Обеспечение города теплом и горячей водой, в основном, осуществляется двумя муниципальными предприятиями: МП «Ивгортеплоэнерго» (МП «ИвГТЭ») и МУП «Ивановская городская теплосбытовая компания» (МУП «ИГТСК»).

Не вдаваясь в структуру каждого из предприятий, можно сказать, что «Ивгортеплоэнерго» — это трубы, по которым передается горячая вода и теплоноситель; «ИГТСК» — это сбор платежей.

«ИГТСК» была создана относительно недавно для того, чтобы уравнять стоимость тепла и воды для всех потребителей вне зависимости от того, какая котельная или ТЭЦ их поставляет (у каждой свой тариф).

Основным поставщиком тепла и воды являются ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, которые принадлежат ТГК-6, которая в свою очередь принадлежит компании «КЭС-Холдинг».

Финансовое положение обоих муниципальных предприятий плачевно. И почему-то никакие «экономически обоснованные» тарифы не помогают им.

Основное (ликвидное) имущество «Ивгортеплоэнерго» и «ИГТСК» заложено в банках: в Банке Москвы и Московском индустриальном банке. Полгода назад общий долг предприятий превышал полтора миллиарда рублей.

В ближайшее время ситуация должна только ухудшаться. В следующем году тарифы будут проиндексированы меньше, чем на размер инфляции. Износ оборудования и сетей чрезвычайно высок, то есть издержки постоянно растут — чудес не бывает, убытки тоже должны расти. Средств на инвестиционные программы нет: под кредиты собственное имущество уже и так все заложено, а сторонний инвестор в муниципальную собственность не может вкладываться при всем желании. И вот мы перешли к главному.

24 апреля 2013 года Ивановская городская дума приняла решение о приватизации МП «Ивгортеплоэнерго» и МУП «ИГТСК». По первоначальному плану предприятия должны были перевести в акционерные общества, а затем продать (передать) крупный пакет акций КЭС-Холдингу. По сути, возникала бы единая компания с полным циклом от производства тепла и его транспортировки до продажи.

Во-первых, снижались бы издержки. Достаточно сказать, что сейчас, например, стоимость (тариф для населения) одной гигакалории у ТГК-6 составляет 1098 рублей, а у «ИГТСК», которая ничего не производит, уже 1910 рублей, то есть на 74 процента больше.

Во-вторых, КЭС-Холдинг может обеспечить те самые инвестиции, которые приведут к снижению потерь в сетях и росту эффективности.

В-третьих, исчезает конфликт интересов. Сейчас городские власти несут ответственность за данную сферу и осуществляют непосредственное управление, при этом они же (получается, что по отношению к самим себе) выступают и в роли регулятора и контролера.

Кончается, уже кончился, 2013 год, ничего в соответствии с решением о приватизации не сделано. Предприятия даже не переведены в акционерные общества со стопроцентной муниципальной собственностью, не говоря уже о привлечении инвестора.

Не исключаю того, что существует некое противодействие приватизации. Возможно, кому-то выгодно то, что происходит. Например, банкам, которые получили такую дойную корову, и просто стригут купоны с бюджета и населения, или каким-то чиновникам и менеджерам самих муниципальных предприятий, поскольку они сейчас обладают безраздельным контролем над финансовыми потоками.

Вообще, муниципальные и государственные предприятия — это самые закрытые и непрозрачные структуры, в которых можно закапывать любые деньги. А населению под разговоры о «народном достоянии» рассказывают, что лучше депутатов и чиновников никто не справится с их управлением.

В рамках сложившейся системы решения проблемы нет. Тепло и горячая вода будут обходиться все дороже, а износ сетей будет все больше. И никто ни в чем не отчитывается.

Читайте также
Популярное
Рекомендуем
Читайте также
Рекомендуем
Еще новости
Вас заинтересует
Рекомендуем