Экономика и политика

Очень тихая гавань

Стоимость ивановских ТЭЦ упала в двадцать раз, а кризис еще и не начинался.

Двадцать первого января курс рубля к доллару достиг уровня 33 рубля 99 копеек. Последний раз так низко рубль падал первого июня 2012 года. Сегодня рубль преодолел, как говорят технические аналитики, психологическую отметку в 34 рубля, и теперь уже нет препятствий к дальнейшему снижению.

Таким образом, сейчас курс национальной валюты не имеет барьеров к достижению абсолютного минимума февраля 2009 года — 36 рублей 54 копейки. Тем более, вчера президент Владимир Путин на встрече со студентами МИФИ заявил: «Центральный банк занимается только регулированием при выходе за верхнюю и нижнюю отметку плавающего курса. И чем более свободной будет российская валюта, тем в конечном итоге лучше. Потому что это заставит саму экономику более эффективно и своевременно реагировать на происходящие в ней процессы».

Абсолютный максимум 2009 года был достигнут на фоне паники, начавшейся в конце 2008-го. Тогда, накануне новогодних праздников, перед уходом на каникулы банки под любыми предлогами отказывались продавать доллары. Все ждали, что курс упадет до 50 рублей за доллар. Это случилось спустя несколько месяцев после заявлений российского руководства о тихой гавани, которую представляет собой наша страна в бушующем море финансовых страстей.

Сегодня вроде бы никакой паники нет, и падение курса рубля происходит под успокаивающую мантру президента, что это даже очень хорошо. А если Путин сказал, то можно не сомневаться, Банк России загонит деревянный куда надо. Вопрос только куда надо, скорее всего, этот уровень уже определен, и к нему мы придем в течение этого года.

Низкий курс рубля, как и любой другой валюты, является объективным свидетельством слабости национальной экономики. Одновременно с этим низкий курс также объективно кое-кому и весьма выгоден. Например, государству и экспортерам.

Основу российской экономики как раз и составляет экспорт. Выгода заключается в том, что продажи нефти и газа осуществляются за доллары, а деньги экспортеры тратят в России. Если год назад они за тысячу долларов получали тридцать тысяч рублей, то сейчас они получают тридцать четыре тысячи. Ничего не делая, поставщики углеродов только за счет разницы курсов валют теперь увеличили свою выручку на 10—15 процентов.

Соответственно, вырастут и налоговые платежи. Безусловно, вырастет инфляция и денежная масса (количество рублей, находящихся в обращении внутри страны).

Таким образом, девальвация рубля позволит государству получить дополнительные средства и одновременно с ростом инфляции выполнить социальные обещания Путина, данные им в майских указах 2012 года.

Другое дело, что при этом не происходит никакого роста собственно экономики. Также растут цены на импортные товары — как потребительские (включая продукты питания), так и промышленные (машины, оборудование и так далее). Это однозначно приведет к ухудшению ситуации в промышленности, и рост производства в России будет еще более затруднен.

Между прочим, рост производства — это также одна из ключевых задач, обозначенных в майских указах президента.

Пока рубль еще только нацелился на достижение исторического минимума, уже случилось нечто, что, пожалуй, гораздо более знаково.

Практически одновременно с тем как рубль в начале 2009-го достиг 36 рублей, мы прошли пик экономического кризиса. Это можно четко проследить по стоимости акций на российском фондовом рынке. Наиболее известный индекс, на который ориентируются инвесторы и экономисты, РТС упал до уровня в 500 пунктов, после чего начал опять свое восхождение. Перед этим индекс достигал отметки в 2500 пунктов, то есть за полгода упал в пять (!) раз.

Сегодня индекс РТС находится на отметке в 1400 пунктов. Вроде бы не так и плохо, примерно серединка от прошлых рекордов. Однако индексы США и Европы сейчас находятся на исторических максимумах, преодолев предыдущие рекорды 2007 года.

Мы в данном случае находимся как бы в противоходе. Но это далеко не всё. Индекс РТС в целом не показателен для российской экономики, так как подавляющий вес в его расчете составляют акции нефтегазовых компаний. Показательно то, в каком состоянии находятся акции предприятий, работающих на внутреннем рынке.

Возьмем для примера родную Ивановскую область. Публичных компаний, то есть тех, чьи акции торгуются на бирже, здесь практически нет, что тоже весьма показательно характеризует регион.

Исключением являются только «Ивэнерго» (филиал ОАО «МРСК Центра и Приволжья») и Ивановский филиал ОАО «ТГК-6». Первая занимается транспортировкой и перераспределением электрической энергии, вторая — производством тепла и электроэнергии на ивановских ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3. Сами филиалы отдельно на бирже, конечно, не торгуются.

Обе компании вполне успешны и прибыльны. Сектор энергетики чувствует относительно неплохо, казалось бы.

Акции МРСК сегодня торгуются почти на том же уровне, что и в период панического падения конца 2008 года.

Акции ТГК-6 торгуются по цене 0,0023 рубля за штуку, что на четыре процента ниже минимума, достигнутого в кризис. За четыре года, с января 2010-го цены на акции компании ТГК-6 упали в восемь раз. Если брать исторический максимум начала 2007 года, то падение произошло в двадцать четыре раза!

Радует, что несмотря на это, в такие сильные морозы мы не замерзаем: батареи горячие. Будем надеяться, что полная потеря у инвесторов интереса к отечественной энергетике, не отразится на их интересе по строительству в Ивановской области комбината синтетического волокна.

Кстати, об инвесторах. Три месяца назад, в октябре 2013-го, международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило рейтинги Ивановской области: долгосрочные в иностранной и национальной валюте «BB-» с негативным прогнозом, краткосрочный в иностранной валюте «B», национальный долгосрочный рейтинг региона на уровне «A+(rus)» с негативным прогнозом. И практически сразу же отозвало их, поскольку правительство Ивановской области отказалось участвовать в рейтинговом процессе. Отказ рейтинговаться — самый четкий сигнал для инвесторов (а областные чиновники нам все про инвестиционный климат какие-то сказки рассказывают).

По всей видимости, руководство Ивановской области отказалось от присвоения рейтингов по той причине, что перестало выпускать облигации. Для финансирования госдолга теперь используются только банковские кредиты — довольно странно и непонятно, но это уже другая история.

Читайте также
Популярное
Рекомендуем
Читайте также
Рекомендуем
Еще новости
Вас заинтересует
Рекомендуем