Правительство России позволило врио губернатора Ивановской области Павлу Конькову сдержать обещание.
Правительство России внесло изменения в свое постановление № 614 от 22 июля 2013 года «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии…». Предложения по изменению документа были разработаны Министерством строительства и ЖКХ по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева.
Главам субъектов Федерации предоставлено право самостоятельно определять дату введения на территории региона социальной нормы потребления электрической энергии населением и потребителями, приравненными к населению, но не позднее 1 марта 2016 года.
Таким образом, с учетом необходимости установления размера социальной нормы за четыре месяца до начала ее применения, она может начать применяться в период с 1 июля 2014 года до 1 марта 2016-го.
Ранее временно исполняющий обязанности губернатора Ивановской области Павел Коньков заявил, что, если правительством будет дано такое право, то он откажется вводить социальную норму с 1 июля текущего года. Видимо, она будет введена уже только после выборов губернатора, которые состоятся 14 сентября. Если брать в расчет четыре месяца подготовительного периода, то не ранее 2015 года.
Установление социальной нормы потребления электрической энергии это фактически узаконенное дополнительное повышение стоимости электроэнергии для населения сверх традиционного ежегодного роста тарифов. Причем правительство этого и не скрывает, так как открыто заявляет, что цель данного решения: устранение так называемого «перекрестного субсидирования».
Перекрестное субсидирование в упрощенном виде означает, что промышленность оплачивает электроэнергию по завышенной стоимости, а население по заниженной. Предприятия переплачивают, а граждане недоплачивают, но в сумме для производителя и поставщика электрической энергии (мощности) получается, как бы нормально.
Если цель введения соцнормы это устранение перекрестного субсидирования, то значит, в целом население должно платить больше. Достигается это следующим образом.
Цена электроэнергии в пределах социальной нормы может быть даже несколько ниже действующего тарифа, но потребление сверх этой нормы оплачивается по гораздо более высокому тарифу.
То есть, объем социальной нормы на человека (некое количество киловатт в месяц) и тариф на потребление сверх нормы должны быть рассчитаны таким образом, чтобы стоимость общего потребления стала больше текущей. Например (скорее всего), дешевая социальная норма будет покрывать потребности семьи, если ее члены будут ходить в туалет и ванную комнату со свечкой, а телевизор включать только по выходным.
Все это несколько не согласуется с декларациями того же правительства о том, что в ближайшие годы тарифы на услуги естественных монополий должны увеличиваться на величину ниже уровня инфляции. Получается сознательное введение электората в заблуждение: рост тарифов, действительно, будет ниже инфляции, а конечную цену власти увеличат другими способами — нетарифным регулированием.