12 марта 2014 года — историческая дата. Именно в этот день, по сути, в Ивановской области закончилась эпоха Михаила Меня. Временно исполняющий обязанности губернатора Павел Коньков выступил с отчетом о работе правительства за прошлый год и впервые обозначил собственное стратегическое видение развития региона.
Понятно, что формат данного ежегодного мероприятия, несмотря на отчетный характер, на самом деле, обозначает перспективы на будущее, ставит цели, определяет задачи, отчасти даже формирует или задает тренды. Даже с учетом выборов, которые все еще случаются, это главное событие любого года.
Нынешний отчет Конькова первый в его карьере главы региона и первый после ухода Меня. Поэтому нынешнее послание к ивановцам это событие даже не года, а целой нарождающейся эпохи.
При этом важны не только, а может даже и не столько, собственно заявления врио губернатора, а их сопоставление со словами бывшего руководителя региона. Там, где это будет уместно и важно, я такое сравнение сделаю (отчет М. А. Меня 28 февраля 2013 года).
Доклад Конькова был в полтора раза длиннее (не по времени, а по количеству знаков в тексте). Если оценивать качество слов и количество смыслов, то выступление Меня было еще более коротким. Ну и самое главное — произошло довольно серьезное изменение риторики, как минимум, Коньков более уместно использует пафос, за которым Мень умело прятал пустоту и бессодержательность своих слов. Один пример, связанный с оценкой ситуации по выделению бесплатных земельных участков многодетным семьям (трое и более детей).
Мень: «Все многодетные семьи приобрели право на получение бесплатных земельных участков, 400 из них это право уже реализовали. Эту работу, как и обеспечение участков необходимой инфраструктурой, нельзя приостанавливать ни на один день!».
Коньков: «Начиная с 2011 года, в собственность предоставлено около тысячи земельных участков, это немало. Но вдвое больше тех, кто землю еще не получил, хотя все документы уже оформил. И где-то около двух с половиной тысяч семей, которые тоже потенциально на очереди. Если мы продекларировали, что семьям выделяются земельные участки, значит, эти участки должны выдаваться, и проблемы, возникающие у нас при этом по их формированию и обеспечению инженерной инфраструктурой никак не должны волновать людей. Это наши вопросы, решать их нужно без проволочек. Стала семья многодетной — сразу должна получить участок, региональный материнский капитал и другие стимулирующие и поддерживающие преференции и выплаты. До конца года вся образовавшаяся очередь должна быть закрыта!».
Мне кажется, различие подходов присутствует.
В основном, Коньков (как и его предшественник, конечно) говорил о социальной политике и бюджетниках. Это понятно, поскольку социальная сфера — зона прямой ответственности главы региона перед президентом. Субъект Федерации это не хозяйствующий и не суверенный субъект. По сути, у него только одна задача — это эффективное расходование бюджетных средств в рамках государственных программ, обеспечивающих нормальное функционирование образования, здравоохранения, культуры, дорожной сферы и так далее.
В этом отношении все стабильно, без сюрпризов. Коньков все обязательства подтвердил: майские указы, зарплаты и проч. Поэтому важно то, как врио губернатора обозначил приоритеты и подходы к необязательной или вольной программе: инвестициям, администрированию, экономии бюджета, условиям сосуществования с бизнесом. Ведь нужно понимать, что в сфере экономики у губернаторов, тем более в дотационных регионах, возможностей для маневра почти нет. Однако же каждый губернатор мечтает о якорных инвесторах, фестивалях, конкурсах, концертах. И в меру сил работает в этом направлении, поскольку это приносит свои плоды, хотя зачастую не все могут ими воспользоваться.
В экономической части доклада Конькова присутствовали бессодержательные заявления типа: «Особенно импонирует стремление некоторых предприятий на организацию работы по полному производственному циклу, от сырья до конечного продукта, готового к непосредственному употреблению. А это совсем другая добавленная стоимость, это другой, более высокий уровень конкуренции! Формированию таких отраслевых миникластеров следует уделять особое внимание!».
Павел Алексеевич все-таки чиновник по основному роду занятий, и такого рода заявления должны быть в его лексиконе. Отдадим ему должное, он использовал их аккуратно, видимо, понимая, что в данном случае даже от его одобрения ничего не зависит: это уж чистая рыночная конъюнктура, на которую регион не может влиять.
Кстати, в тему, хотя и не по докладу. Недавно в СМИ прошла радостная информация о неких изменениях в областном бюджете, связанных с возможностью предоставления государственных гарантий ивановскому бизнесу. Спешу всех успокоить, это была чисто нормативная суета в связи с легализацией госгарантий выданных ранее «Кранэксу», а на самом деле все наоборот: распоряжением правительства Ивановской области от 19 февраля 2014 года в регионе установлен мораторий на предоставление государственных гарантий на период до 2016 года.
Для сравнения, приведу основные экономические тезисы, которые в прошлом году озвучил Мень:
— В структуре обрабатывающих производств лидирующие позиции, по-прежнему, занимает текстиль. Без перехода на качественно новую ассортиментную политику на основе использования, в первую очередь, химических волокон, сделать отрасль конкурентоспособной практически непосильная задача;
— большие надежды правительство региона возлагает на индустриальные парки, развитие которых является частью экономической стратегии региона на ближайшие годы;
— необходимо наращивать усилия по созданию в регионе условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций;
— бизнес заинтересован в формировании системы государственных гарантий. По этому поводу имеются разные точки зрения в областном правительстве. Но я полагаю, что формировать залоговый фонд под недвижимое имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, нужно. Это не приведет к отвлечению реальных денег из бюджета, и вместе с тем позволит сделать доступными кредитные ресурсы для предпринимателей, готовых реализовать привлекательные для области инвестпроекты (о госгарантиях см. выше — ред.);
— должна быть продолжена работа и по снижению административных барьеров в экономике;
— привлечение средств федерального бюджета. Я сам выстраиваю свой рабочий график так, чтобы лично с руководителями федеральных ведомств решать вопросы привлечения в регион дополнительного финансирования. Сейчас, когда все расходы бюджета планируется осуществлять исключительно через государственные программы, актуальность такого взаимодействия только возрастает;
— актуальной задачей является развитие конкуренции в дорожном строительстве и усиление контроля за качеством выполняемых работ;
— активно модернизируются источники теплоснабжения, строятся новые. Там, где замена старой котельной на новую нерентабельна, осуществляется переход на индивидуальное отопление. Все эти преобразования дают существенный экономический эффект и повышают качество жизни населения;
— в качестве рабочего инструмента мы все более уверенно используем стратегию социально-экономического развития области, которая ежегодно корректируется с учетом реалий дня.
По поводу последнего надо сказать, что есть две аксиомы: 1) если у вас нет написанного плана, то у вас нет плана; 2) если вы постоянно корректируете стратегию, то у вас нет стратегии.
Новая экономическая политика Конькова:
— одним из рычагов воздействия на экономическую активность должны стать индустриальные парки. Еще один индустриальный парк может появиться в Вичугском районе. Он будет специализироваться на развитии технического текстиля. Якорным резидентом здесь станет комбинат синтетического волокна — крупнейший инвестиционный проект Ивановской области, он же стартер текстильно-промышленного кластера в том виде, который может вывести главнейшую отрасль нашего региона на качественно иной уровень развития. Должны быть пересмотрены темпы развития таких инвестиционных площадок, степень их бюджетной поддержки. Тем более что деньги эти будут возвратные — через межбюджетные трансферты от дополнительных федеральных налогов с резидентов парков;
— определенные шансы открываются перед нами в связи с возвращением интереса у федерального центра к поддержке моногородов. Мы должны с пристрастием отнестись к этому вопросу, добиваться поддержки Федерации, освежить комплексные инвестиционные планы по развитию этих территорий, акценты на обновление социальной инфраструктуры и привлечение новых предприятий для диверсификации производства, создания новых рабочих мест. Эти территории могут стать снова точками экономического роста;
— сегодня есть все признаки стагнирующей экономики, и я не испытываю иллюзий по этому поводу. Вместе с тем работу по привлечению инвестиций и созданию благоприятного инвестиционного климата приостанавливать, ссылаясь на внешнюю конъюнктуру, я не позволю! В целом в регионе по обеспечению благоприятного инвестиционного климата достаточно много чего сделано… И формально возможности по улучшению инвестклимата исчерпаны. По факту же они безграничны и заключаются в переводе работы с количественной составляющей в качественную. Необходимо немедленно повернуться к инвестору лицом! Каждый из уже заявленных инструментов должен начать действительно работать. Инвесторы должны получать реальную помощь на всех этапах реализации проекта, где-то даже в ручном режиме. Деньги для инвестиций как-то находятся. Здесь скорее важна информация и долгосрочная гарантия их приложения. Не льготы, а гарантии: политические, по трудовым ресурсам, по инфраструктуре. В московском представительстве и торгпредствах России в зарубежных государствах должна быть самая актуальная информация о наших возможностях, на разных языках;
— особенно хочу сказать о малом бизнесе. Как показывает опыт индустриальных стран — за ним будущее. И как бы тяжело нам не было в бюджетном плане, необходимо изыскивать резервы по снижению налоговой нагрузки, ускорению юридических процедур и технического обеспечения его деятельности;
— безработица достигла минимального за двадцатилетний период уровня, и мы наблюдаем уже противоположную проблему — нехватку кадров. Многие крупные инвесторы сдерживают свои инвестиционные программы как раз из-за этого. И если мы хотим инвестиций в регион, мы должны озадачиться решением этого вопроса. Успешное развитие экономики в условиях жесткой конкуренции гарантировано лишь при повышении производительности труда, модернизации производства, внедрении новых технологий, инноваций;
— мы гордимся нашим научно-образовательным потенциалом, количеством вузов, студентов, научных разработок и даже патентов. По этим позициям регион исторически в числе лидеров по стране, а по уровню изобретательской активности регион уступает только Москве. Важно выработать действенную систему мер по поддержке прикладных исследований, в том числе за счет привлечения средств федерального бюджета. И создания платформы, где эти идеи могут воплощаться в тестовые образцы и выпускаться опытные партии, может, это будет бизнес-инкубатор или технопарк;
— по большому счету, наша принципиальная задача — удержание креативного класса, создание соответствующих условий. Чтобы сделать жизнь и работу в регионе привлекательной, нам нужны крупные амбициозные проекты федерального или даже международного уровня. И есть хорошая идея провести в регионе в 2021 году Международный молодежный фестиваль, уровня Универсиады в Казани. В частности, в проекте существенное обновление транспортной инфраструктуры региона: это и дороги другого качества по трассам на Владимир и на Ярославль, и скоростное железнодорожное движение от Иванова до Москвы, и обновление городского транспорта в Иванове с проектом скоростного транспорта типа «монорельс». Предлагается разместить часть фестивальных объектов в зданиях исторических фабрик, что придаст вторую жизнь памятникам архитектуры. Одновременно построить фестивальную деревню как современный межвузовский кампус и начать формирование международного образовательного кластера в Ивановской области. Имея самую современную инфраструктуру и при этом более низкую стоимость жизни, Ивановская область сможет конкурировать со столицами за российских и иностранных студентов. Таким образом, образование должно стать важнейшим стратегическим направлением развития региона. Концепция фестиваля готова, я готов сделать по этой теме специальный доклад и принять соответствующее обращение к президенту Российской Федерации;
— при тесном взаимодействии с Минтрансом России и Росавтодором будем добиваться положительного решения по вопросу завершения строительства Восточного обхода, чтобы транзитный транспорт не «душил» областной центр и не разбивал его улично-дорожную сеть. Кроме того, мы должны очень оперативно реагировать на возрастающий трафик. Например, считаю вполне возможным строительство путепровода у транспортного кольца автовокзала, подземного перехода на пересечении улиц Карла Маркса и Станционной;
— сегодня не налажена должным образом работа общественного транспорта, ни городского, ни межмуниципального. Я понимаю, что федеральный законодатель серьезно нас ограничил в маневре по этому вопросу. Но это не повод, чтобы люди не могли добраться во время или даже в принципе до работы, до больницы, в гости. Ситуацию нужно менять! (Сравните с меневским: «В 2012 году все межмуниципальные маршруты были обеспечены автобусами, пропали жалобы на нелегальных перевозчиков». И всё! — ред.);
— ЖКХ — огромная отрасль. Сегодня мы все более активно занимаемся вопросами повышения ее эффективности. В первую очередь, за счет внедрения новых технологий и привлечения инвестиций, ликвидации потерь в сетях, минимизации аварийных ситуаций, повышения КПД сжигаемого топлива. И эффект сегодня мы видим от этого как никогда: субсидии в 2014 году на компенсацию потерь вследствие разницы между экономически обоснованным тарифом и тарифом для населения существенно сократились. Работу необходимо продолжать;
— большую остроту приобрел вопрос обращения твердых бытовых отходов. Проблема застарелая. Вместе с тем, к приходу инвесторов мы пока не готовы, необходима разработка территориальной схемы обращения с бытовыми отходами и схем санитарной очистки муниципалитетов. Ставлю задачу подготовить территориальную схему к лету;
— центральным звеном в государственном управлении должна стать стратегия социально-экономического развития Ивановской области. Сегодня ведется работа по ее корректировке. Она должна быть качественно подготовлена, буквально выстрадана региональным сообществом: важно понять, что ждет бизнес, какие ожидания у людей, куда собственно мы должны двигаться;
— задача, которую мы перед собой сегодня ставим — сформировать в обществе принципиальную нетерпимость к коррупционному поведению и полному искоренению этого негативного явления, начиная с бытовой коррупции;
— большой потенциал я вижу в создании корпоративного духа, единой управленческой команды с умением работать оперативно, профессионально, не формально. Мы с вами прекрасно должны понимать, что материальные блага, над созданием которых мы так усиленно последнее время работаем, — это не цель, а всего лишь средство. Поднимите глаза от своих отчетов и показателей и посмотрите в глаза людям! Именно ответный взгляд земляков и станет мерилом оценки нашей работы. Такие красивые картинки должны быть не на бумаге, а в душах наших земляков.
С формальной точки зрения никаких прорывов в принципиальных подходах к развитию региона не произошло. Все, что предлагается (за исключением, пожалуй, только последнего пункта) — это либо государственные инвестиции Федерального бюджета, либо частные инвестиции неких компаний, которые пока еще не знают, что они инвестируют в наш регион. И те, и другие в контексте доклада непредсказуемы, то есть могут быть, а могут и не быть.
Однако, говоря языком и стилем Павла Конькова, это не означает, что мы не можем содержательно изменить нашу работу и наполнить ее большим смыслом.
В чем-то (да почему в чем-то? во всем) Павел Коньков переплюнул Михаила Меня по количеству и качеству амбициозных проектов. Лично мне все это представляется нереальным, но дело здесь, насколько я понимаю, в том, что «все это следует шить», так как сам процесс кройки и шитья тоже увлекательный.
В пользу Конькова, правда, по сравнению с Менем говорит тот факт, что его личные амбиции заканчиваются на Ивановской области, а не начинаются здесь.