Правительство Ивановской области достигло совершенства в работе со статистической информацией.
Все ивановцы до сих пор находятся под впечатлением от амбициозных планов врио губернатора Павла Конькова, озвученных им в ежегодном отчетном докладе правительства по итогам предыдущего года.
Однако помимо планов, которыми Павел Алексеевич поразил всех, был еще и собственно отчет, на который никто не обратил внимания. Кроме меня. Красивая, добротно исполненная брошюра в 45 страниц с графиками и фотографиями.
Ознакомившись с документом, у меня сложилось стойкое ощущение, что жители Крыма решили присоединиться к России только после прочтения этого отчета: уже если в Ивановской области все так хорошо, то что же говорить за других!
Составители отчета не оставили камня на камне от негативного образа региона и сумели извлечь позитив из всего что только можно. Например, из государственного долга Ивановской области. Вот если бы мне поручили извернуться и вывернув все наизнанку ослепить общественность успехами регионального правительства, я бы о многих вещах и в первую очередь о госдолге просто бы умолчал. А эти — нет. Я впервые встречаюсь с такой наглостью.
Отчет завершается короткой, но видимо ключевой, чертуподводящей главой «Повышение эффективности управления государственными финансами».
Последний абзац:
«Работа по управлению государственным долгом проводилась и в 2013 году, в результате чего расходы на обслуживание государственного долга сократились на 135 млн рублей».
Что может подумать всякий нормальный человек, прочтя такое? Правильно, расходы сократились на 135 миллионов, а как еще? Так как в 2012 году они составили 348 миллионов рублей, значит в 2013 году должно быть всего лишь 213 миллионов. Ну, здорово! Только это манипуляция цифрами.
Государственный долг Ивановской области вырос в 2013 году с 7,45 миллиарда до 10,35 миллиарда рублей. Как при таком росте долга могут сократиться расходы на его обслуживание?
В законе об областном бюджете помимо прочего указывается параметр «Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга Ивановской области». Он всегда берется с определенным запасом, чтобы в случае чего не выйти за рамки установленных законом расходов. Это расчетная величина, а не сами затраты.
По мере исполнения бюджета в него вносятся изменения и уточнения. Первый вариант бюджета 2013 года предусматривал верхнюю границу обслуживания долга почти в 720 миллионов рублей. Вариант декабря 2013 года снизил эту планку до чуть более 580 миллионов.
Разница между прогнозом и реальностью составила искомые 135 миллионов, а реальные расходы на обслуживание госдолга выросли на более чем 200 миллионов рублей! Так можно сэкономить много чего.
В той же заключительной главе говорится:
«Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ивановской области в 2013 году была утверждена государственная программа «Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ивановской области», одна из целей которой — переломить к 2017 году тенденцию роста объема государственного долга Ивановской области».
Как переламывают тенденции в правительстве Ивановской области. Пятого марта в эту самую программу были внесены изменения. Строки ресурсного обеспечения подпрограммы «Управление государственным долгом» (расходы на обслуживание госдолга) теперь выглядят следующим образом:
— 2014 год: 1,033 миллиарда рублей;
— 2015 год: 1,574 миллиарда рублей;
— 2016 год: 1,819 миллиарда рублей.