Бюджет Ивановской области делится на две части. Первая — это финансирование прямых обязательств государства. Вторая — финансирование обязательств, которые региональные и местные чиновники придумывают сами.
Основную часть расходов бюджета составляет финансирование (содержание) так называемой бюджетной сферы: образование, здравоохранение, культура. Это прямая обязанность региональных и местных властей. И здесь более-менее все ясно: должностной оклад, штатное расписание, количество учащихся, больных, карандашей, марлевых повязок, зданий и т. д.
Однако помимо этого ежегодно несколько миллиардов рублей тратятся на сферы, поддержание (не содержание) которых определяется в некотором роде волюнтаристски. То есть, сколько мы расселим аварийного жилья, какие установим тарифы и как будем их дотировать, сколько газифицируем сел и деревень, как будем стимулировать жилищное строительство и тому подобное.
В принципе, чисто теоретически, это все вообще можно не делать и не финансировать — это как бы не совсем уж прямое расходное обязательство бюджета. Создавать условия, определять параметры, выполнять функции регулятора что называется. Ведь, например, сфера ЖКХ — это чистая коммерция, и то, что Ивановская область компенсирует расходы отдельным потребителям и поставщикам это не очень правильно.
Но такова печальная реальность. Печаль заключается в том, что формат участия бюджета в этих «необязательных» расходах по сути произвольный, то есть определяется политикой и революционным правосознанием конкретных людей, стоящих у власти в настоящий момент. И на что потратить больше или меньше, а на что совсем ничего не потратить зависит не от количества больных и учащихся, как в случае с бюджетной сферой, а от того, как Коньков (а до него Мень), Фомин, Кабанов и прочие персонажи представляют свою историческую миссию, с которой они пришли в этот мир и в эту область.
Ниже я перечислю отдельные виды расходов, определенные в утвержденном недавно «Плане реализации государственной программы Ивановской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем, объектами инженерной инфраструктуры и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Ивановской области» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
При этом сама программа заглядывает дальше, чем план ее реализации, и там, где это будет уместно, укажу финансирование на период и после 2016 года. Если получится (то есть там, где захочется или найду слова), то и прокомментирую.
1. Обеспечение населения Ивановской области теплоснабжением и водоснабжением. На три года 2 миллиарда 650 миллионов рублей из областного бюджета.
Не совсем понятно, ведь мы же сами оплачиваем тепло, воду и вообще все коммунальные услуги? Впрочем, непонятно только жителям областного центра, поскольку им из этих денег не перепадает ни копейки. Более чем 800 миллионов рублей ежегодно тратятся на остальных жителей губернии.
В Иванове себестоимость ресурсов и услуг гораздо ниже, чем в городах и районах области. Это связано с законом больших чисел: чем больше потребителей и мощность котельной (ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3), тем ниже относительный уровень издержек. Поэтому столичные жители, оплачивая тот же рубль, что и жители Кинешмы или деревни Закорюкино, покрывают все затраты поставщика. А кинешемцы и закорюкинцы остаются должны, так как их котельная тепло дает не за рубль, а за три или даже пять. Вот эту разницу между одним и тремя условными рублями покрывает бюджет, то есть в значительной мере те же самые жители Иванова.
Это еще раз об экономической эффективности городской жизни (крупно-городской). Получатели средств в данном случае — коммерческие предприятия, для которых вопрос эффективности стоит на последнем месте. В таких условиях, чем больше расходов, тем больше они получат денег, ведь прибыль рассчитывается, как процентная надбавка к затратам.
2. Переселение граждан из аварийного жилья. На два года 1 миллиард 180 миллионов рублей.
Процедура признания жилья аварийным и внесения его в специальный реестр такова, что определяется в основном из расчета имеющихся финансовых средств, а не реального состояния дома. Из предусмотренных средств почти половина деньги областного бюджета, остальное — Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Обращает на себя внимание качество подготовки документов ивановскими чиновниками. В Плане, который был утвержден 18 марта, говорится о том, что Фонд ЖКХ выделит Ивановской области в 2015 году 163 миллиона рублей. А сам Фонд за две недели до этого принял решение выделить региону в следующем году 218 миллионов рублей.
3. Обеспечение жильем молодых семей. На три года 103 миллиона рублей из областного бюджета. К заботе о молодых семьях это имеет опосредованное отношение. Главное — выполнение контрольных цифр по вводу жилья, определяемых правительством России (об этом чуть позже). Если бизнес не справляется, тогда надо строить самим за бюджетный счет, поскольку жилищное строительство это один из важных факторов оценки деятельности региональной власти. Программа «молодые семьи» — один из немногих легальных способов строительства жилья за счет бюджета.
4. Государственная поддержка граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования. На два года 51 миллион рублей из областного бюджета. Поддержка осуществляется методом предоставления беспроцентных и невозвратных субсидий на оплату первоначального взноса или на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам.
Как и предыдущий пункт имеет своей целью стимулирование жилищного строительства. Правительство России определило на 2012 год для Ивановской области план по строительству жилья в объеме 275 тысяч квадратных метров. В том году план был выполнен на 80 процентов. Достичь такого результата правительство Ивановской области собирается только к 2017 году (с отставанием на пять лет).
5. Стимулирование развития жилищного строительства. На три года 175 миллионов рублей из бюджета области.
Как видим, в дополнение к уже имеющимся еще и отдельные мероприятия стимулирования жилищного строительства: снижение административных барьеров, методическая помощь органам местного самоуправления, корректировка схем территориального планирования. Такой объем поддержки за такие деньги — недорого.
6. Газификация Ивановской области. На этот год — 214 миллионов из областного бюджета.
7. Самый интересный, заключительный пункт повествования: обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления семьям с тремя и более детьми. На четыре года 1 миллиард 350 миллионов рублей.
Удивительная вещь! Еще совсем недавно в бюджете Ивановской области вообще не было таких расходов. Их придумал Михаил Мень. То есть он-то придумал фишку, как прославиться на всю страну, и так чтобы бесплатно. Подумаешь, землю выделить — вон ее сколько.
Потом, правда, начались трудности. Оказывается, земли не так уж и много, а выделение просто земельного участка в чистом поле для абсолютного большинства многодетных семей бессмысленно. Сразу же начались спекуляции и перепродажи.
На ровном месте получили классический «совок»: распределение рыночного товара повышенного спроса нерыночными методами. А тут же еще стали выделять деньги на обеспечение инфраструктуры земельных участков. Для чиновников и близких коммерсантов образовалось еще одно (и возможно, самое выгодное) золотое дно.
Выкупить у многодетной семьи участок земли за подходящую цену не составляет большого труда. А объемы выкупа будут расти высокими темпами. В своем послании депутатам Областной думы врио губернатора Коньков поставил задачу обеспечения земельными участками всех имеющих такое право. Да и объем финансирования говорит сам за себя.
В соответствии с демографической ситуацией, предполагается, что в течение следующих четырех лет потенциально будут иметь право на участок земли три с половиной тысячи семей. По затратам получается примерно по 385 тысяч рублей на семью.
Если мы говорим о стимулировании рождаемости, то многих ли подвигло на третьего ребенка право получения земельного участка? И скольких бы родителей заинтересовала реальная перспектива получения почти 400 тысяч рублей?
Землю всем все равно не дадут, но уровень коррупции будет колоссальным. Полагаю, что ввиду значительного увеличения финансирования, вскоре в Иванове появится множество организаций, которые будут оказывать консультационные и прочие услуги по продвижению в очереди, получению документов и выгодной перепродаже. Надо Жубаркина из СИЗО срочно выпускать: нельзя такое дело пускать на самотек.