Извиняюсь перед читателями за столь лирический заголовок в столь суровый период новейшей ивановской истории (царя нет, бояре воруют, холопы распоясались, московские князья набегами разоряют), но текст того стоит. Правда, сам я сегодня молчалив и сдержан: говорить за меня будет коллективное полубессознательное региональной бюрократии.
Неделю назад правительство утвердило «Программу повышения эффективности управления государственными финансами Ивановской области на период до 2018 года». Пожалуй, впервые удалось узнать, что на самом деле думают наши чиновники и о нашей области, и о президенте, и о себе, и о стране в целом.
Поверьте, столько гадостей даже «Иваново-Пресс» себе не позволяет обрушивать на головы читателей. Впрочем, зачем верить — сами и читайте. Наиболее откровенные места с легкими комментариями:
«В последние годы финансовая ситуация в бюджетном секторе Ивановской области заметно осложнилась — существенно увеличился государственный долг, ежегодно областной бюджет принимается и исполняется со значительным дефицитом, возросла долговая нагрузка на местные бюджеты.
Переломным моментом, определившим текущие тенденции, стал мировой финансово-экономический кризис 2008—2009 годов. Вследствие распространения кризисных явлений в российской экономике в 2009 году существенно снизились объемы налоговых поступлений в областной бюджет. Наряду с этим в 2009—2011 годах реализовывались меры по нивелированию последствий финансового кризиса, требовавшие выделения дополнительных бюджетных ассигнований (дополнительные программы занятости, социальной защиты, сдерживания роста тарифов для населения и т.п.).
Как следствие, дефицит областного бюджета в эти годы был близок к предельным значениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
К 2012 году экономика Ивановской области по большей части восстановилась от последствий кризиса, однако к этому времени уже был накоплен значительный объем государственного долга, заметно возросли расходы на его обслуживание.
В 2012—2013 годах возникли новые факторы финансового давления на областной бюджет, ключевым из которых было финансовое обеспечение поэтапного повышения заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации.
Следствием реализации указанных мер стало сохранение дефицита областного бюджета на высоком уровне и дальнейший рост государственного долга Ивановской области.
Выполнение вышеперечисленных указов Президента Российской Федерации потребует еще большего увеличения расходов в ближайшие годы.
В течение 2012—2013 годов активно проводилась работа по оптимизации сети областных государственных учреждений. В результате число областных государственных учреждений в сфере образования сократилось на 7 учреждений, в сфере здравоохранения на 4 учреждения, в сфере социального обслуживания на 3 учреждения.
По состоянию на 01.01.2014 объем государственного долга составил 10350,0 млн. руб., что больше на 39% по сравнению с показателем на 01.01.2013.
Ивановская область имеет более жесткие бюджетные ограничения по сравнению с субъектами Российской Федерации, входящими в Центральный федеральный округ, — относительно невысокий уровень собственных доходов консолидированного бюджета Ивановской области приводит к необходимости более эффективного управления доходами областного бюджета.
По уровню налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета на душу населения в 2013 году Ивановская область занимала 17-е место среди субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа (всего в ЦФО 18 субъектов — М. М.).
В 2008—2012 годах была осуществлена модернизация методов планирования бюджетных ассигнований, внедрен электронный документооборот между финансовым органом и главными распорядителями бюджетных средств, органами местного самоуправления.
Несмотря на достигнутые результаты в сфере управления государственными финансами Ивановской области, реализация мер в этом направлении не способна переломить общую направленность на усиление напряженности в секторе государственных финансов Ивановской области.
Наряду с положительными результатами в сфере управления государственными финансами Ивановской области в настоящее время сохраняется ряд недостатков и нерешенных проблем, в том числе:
— не представляется возможным снизить объем государственного долга по причине опережающего роста объема бюджетных обязательств, обусловленных необходимостью развития социальной сферы и экономики Ивановской области;
— остается невысоким качество планирования поступления доходов областного бюджета. По отдельным главным администраторам — органам государственной власти Ивановской области фактическое исполнение администрируемых доходов превышает первоначальный прогноз в 2-3 раза, а иногда в десятки раз. В течение финансового года прогноз по доходам неоднократно уточняется. Бюджетные назначения по ряду источников доходов в значительной степени отличаются от предложений главных администраторов доходов, что снижает ответственность главных администраторов доходов за достоверность прогнозов;
— отсутствие в рамках действующего законодательства действенных методов оценки деятельности государственных учреждений, а также методов оценки эффективности использования ими бюджетных средств;
— формальное проведение преобразования государственных учреждений при фактическом сохранении ранее сложившихся механизмов функционирования учреждений, их взаимодействия с органами власти и потребителями услуг;
— несоответствие видов деятельности учреждений, носящей явно коммерческий характер, целям создания учреждений;
— отсутствие независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций, публичных рейтингов их деятельности.
Ситуация с государственным долгом напрямую связана с экономической ситуацией в регионе, налоговой и бюджетной политикой.
При благоприятном прогнозе социально-экономического развития снижение объема государственного долга возможно за счет формирования профицитного бюджета и направления дополнительно полученных доходов на снижение дефицита и объема накопленного долга. Таким образом, на долговую политику Ивановской области в предстоящем периоде будут оказывать положительное влияние:
— формирование стабильной рыночной инфраструктуры;
— наращивание потенциала доходной части областного бюджета;
— эффективность планирования бюджетных расходов.
В 2014—2018 годах государственная долговая политика будет направлена на обеспечение финансирования дефицита областного бюджета путем привлечения «дешевых» кредитных ресурсов.
Управление государственным долгом Ивановской области в рамках реализации программы должно обеспечить:
— постепенное снижение уровня долговой нагрузки в среднем на 2% ежегодно начиная с 2018 года;
— недопущение роста уровня долговой нагрузки до 2018 года выше 90%;
— сохранение объема расходов на обслуживание государственного долга на уровне, не превышающем предельных значений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Государственной программой Ивановской области.
(К сожалению или к счастью, о неблагоприятном прогнозе авторы ничего не написали: видимо, самим страшно — М. М.)
Одним из инструментов обеспечения устойчивости областного бюджета является создание, начиная с 2014 года резервного фонда Ивановской области.
Аккумулирование средств резервного фонда Ивановской области ежегодно по итогам исполнения областного бюджета позволит гарантировать исполнение принятых расходных обязательств Ивановской области в случае недостаточности доходов областного бюджета.
В Ивановской области проводится оценка эффективности предоставления налоговых льгот. Однако комплексная система подготовки, реализации и оценки решений по изменению регионального налогового законодательства не сформирована, что делает невозможным учет применения налоговых инструментов в государственных программах.
При подготовке законопроектов о введении новых налоговых льгот или снижении налоговых ставок не определяются цели, задачи, которые достигаются применением налоговых преференций. При оценке эффективности налоговых льгот не оценивается степень достижения целей и задач, для решения которых налоговые льготы (преференции) были установлены.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ Ивановской области должен определяться с учетом оценки достигнутых и ожидаемых результатов по итогам их реализации. Не на должном уровне остается качество составления государственных программ Ивановской области в части увязки целей программ с достигнутыми и планируемыми значениями целевых показателей, а также оценки эффективности направления бюджетных ассигнований на реализацию тех или иных мероприятий программ.
Основные проблемы по данному направлению, требующие решения:
— отсутствие действенной системы и методики оценки эффективности бюджетных расходов;
— отсутствие четкой увязки расходов областного бюджета с целями социального и экономического развития Ивановской области в определенной сфере;
— сохранение условий для неоправданного увеличения бюджетных расходов при действующих процедурах и механизмах бюджетного планирования, ежегодного роста расходов на содержание сети учреждений;
— отсутствие стимулов для мотивирования органов государственной власти Ивановской области к повышению эффективности бюджетных расходов.
Анализ представляемых главными распорядителями средств областного бюджета ведомственных годовых отчетов о результатах исполнения государственных заданий и сводного отчета об исполнении государственных заданий свидетельствует о недостаточном контроле со стороны исполнительных органов государственной власти Ивановской области за ходом выполнения установленных государственных заданий подведомственными учреждениями.
В рамках бюджетного законодательства в настоящее время отсутствует действенный механизм в части уменьшения объема субсидий по результатам деятельности государственных бюджетных и государственных автономных учреждений в случае невыполнения утвержденных государственных заданий по итогам финансового года.
Мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда работников в соответствующих сферах деятельности в соответствии с указами Президента Российской Федерации должны обеспечиваться за счет доходов от всех видов деятельности учреждений, в том числе за счет мероприятий по проведению структурных реформ в соответствующих отраслях, обеспечивающих возможности использования не менее трети необходимых ресурсов для повышения оплаты труда за счет реорганизации неэффективных организаций и программ. В 2013 году работа в данном направлении проводилась недостаточно активно.
В связи с этим необходимо принять конкретные меры по оптимизации сети и штатной численности государственных учреждений Ивановской области на основе сокращения неэффективных, мало востребованных гражданами государственных услуг (работ) Ивановской области, непрофильных подразделений, перевода выполнения ряда обеспечивающих функций и услуг в организации, не являющиеся государственными учреждениями, соблюдения установленной нормативными правовыми актами предельной доли расходов на оплату труда административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений».
***
После таких откровений впору спросить: А чем они тут занимались двадцать постсоветских лет, из которых больше десяти в условиях тотальной стабильности под руководством наимудрейших (Путин, Медведев, Мень)?
Апокалиптический тон текста и объем обозначенных в нем задач заставляют усомниться в том, что Грузнов уйдет на пенсию. Похоже, он сам для себя все это написал, чтобы было чем заняться в следующие пять лет.
Всего вам доброго!