Что будут делать Путин и Ко, когда рейтинг по законам физики отправится обратно?
Согласно последнему опросу ВЦИОМ, опубликованному 15 мая, рейтинг одобрения деятельности Владимира Путина установил очередной рекорд и достиг 85,9 процента. Больше было только один раз, в апреле 2008 года — 87,4 процента. С начала этого года рейтинг Путина вырос на треть.
Вообще, такое может быть только в том случае, когда люди узнают какого-то совсем им раньше неизвестного человека. И на фоне эмоционального подъема, вызванного удивлением, узнаванием и откликом на собственные сокровенные мысли и желания — растет доверие к этому человеку.
Наверное, социологи и Киселев найдут какое-то объяснение. Но есть две неприятности.
Первая, рейтинг вычисляется в процентах. Перевыполнить план даже на несколько десятых процента не получится. Неплохо было бы вычислять рейтинг в каких-нибудь абсолютных единицах.
Например, фондовые индексы могут расти бесконечно, если их исправно накачивать деньгами и оптимизмом инвесторов. Вот бы создать такую научную социологическую величину, — допустим, «путин», — которая бы показывала степень одобрения-неодобрения, как некую абсолютную силу электоральной поддержки.
У Путина сегодня 90 «путинов», завтра — 95, а через месяц и все 146 «путина». И это не предел. Совершенствование методик и инструментария исследований позволит измерять еще более точно и релевантно: 200 «путинов» к концу года.
Вторая неприятность. Если шутки в сторону, то рейтинг не может расти бесконечно: рано или поздно это закончится. После резкого скачка вверх и некоторого стояния в мертвой точке маятника, он с почти такой же скоростью устремится вниз. И чё?
Неизбежно наступает психологическая усталость. Эйфория наркотического, алкогольного, патриотического опьянения заканчивается всегда, а беспробудное пьянство всем известно чем заканчивается — клиникой.
Закономерное снижения рейтинга Путина, скорее всего, совпадет по времени с наступлением последствий экономической рецессии. Причем санкции Запада здесь совершенно не при чем. Угроза стагфляции (отсутствие экономического роста плюс инфляция) нависла над Россией еще в конце прошлого года, накануне триумфальной Олимпиады, когда о развале Украины никто и не догадывался и в страшном сне не видел.
Экономические проблемы были заложены в нашу собственную программу. Но без Украины все происходило бы на среднем для Путина рейтинге — как бы стабильненько. Теперь все будет происходить на фоне психологической реакции и падения рейтинга. А жаждущих крови русских майдановцев, бегающих сейчас по Интернету с украинскими флагами, уже сейчас полно. Им только свистни на выход из виртуала.
К тому же, то, что говорит Путин сейчас в контексте воссоединения Крыма с Россией, боев на востоке Украины и национал-патриотического настроя общества можно обозначить словами «Сдал Россию и русских». Многие ему этого не простят. Так что Владимир Владимирович может попасть под раздачу.