Опережающий рост зарплат в бюджетной сфере совсем не свидетельство успехов в экономике, скорее, наоборот.
Департамент здравоохранения Ивановской области сообщил о размере средней заработной платы медработников в апреле. Зарплата врачей достигла уровня 32 тысячи 270 рублей, зарплата среднего медперсонала составила 16 тысяч 800 рублей. По сравнению с январем зарплаты врачей выросли на 5 процентов.
Ранее департамент образования сообщал, что по итогам первого квартала средняя зарплата школьных учителей в Ивановской области составила 19 тысяч 250 рублей. Это означает, что их доходы впервые за всю историю Советской и постсоветской России превысили среднюю зарплату в целом по экономике региона. В этом же году до уровня средней по области будет доведена и зарплата педагогических работников детских садов (это уж вообще что-то небывалое).
Таким образом, Ивановская область соблюдает график выполнения майских (2012 года) указов президента в части повышения заработных плат работникам здравоохранения и образования.
Правда, делается это исключительно за счет кредитов, которые вынуждено брать на эти цели областное правительство. Напомню апокалиптическое откровение из Программы повышения эффективности управления государственными финансами Ивановской области на период до 2018 года: «Следствием реализации указанных мер стало сохранение дефицита областного бюджета на высоком уровне и дальнейший рост государственного долга Ивановской области. Выполнение вышеперечисленных указов Президента Российской Федерации потребует еще большего увеличения расходов в ближайшие годы».
Не будем сейчас касаться проблем бюджета, который может лопнуть. Есть и другая сторона проблемы.
Все население Ивановской области условно можно разделить на примерно две равные части — работники и иждивенцы. Причем количество последних стабильно растет, а количество первых падает.
Иждивенцы это пенсионеры и бюджетники в широком смысле слова — силовики, чиновники и работники бюджетных учреждений (специально уточню, что чиновники с силовиками не относятся к категории бюджетников), — то есть все, кто живет за счет бюджета.
Работники — те, кто своим трудом создает добавочную стоимость, за счет чего платятся налоги, на которые живут бюджетники.
Понятно, что регион дотационный, и живем мы в большой степени не за счет собственных доходов, а за счет нефти и газа. Но это не отменяет необходимости собственного производства и сферы услуг, которая также относится к работникам, а не иждивенцам.
Промышленность и малый бизнес не в состоянии платить конкурентные зарплаты не только по сравнению с другими регионами, но теперь уже даже и по сравнению с врачами и учителями. Бюджетная сфера, особенно чиновничество, становится все более привлекательной. Тем более что статус бюрократии и «интеллигенции» гораздо выше других статусов.
Безработица в Иванове практически нулевая. Все имеющиеся тренды явно указывают на перетекание финансовых ресурсов на поддержку бюджетников, а не экономики. (На последнем заседании правительства решили выделить на поддержку малого бизнеса какие-то копейки, а ради повышения зарплат бюджетникам область влезает в миллиардные долги.)
Мы живем явно не по средствам. И это касается не только Ивановской области: в других регионах средняя зарплата по экономике выше, чем у нас, больше доходов, но, соответственно, выше и уровень затрат на выполнение майских указов президента.