Региональный департаментэкономического развития и торговли опубликовал проект Инвестиционной стратегии Ивановской области до 2020 года. Все желающие приглашаются к обсуждению. До 25 мая включительно можно направить предложения по внесению изменений в проект.
Стратегическое видение инвестиционного развития региона в проекте Стратегии обозначено следующим образом: «Ивановская область — регион, являющийся одним из наиболее привлекательных для инвестирования и создания новых высокотехнологичных бизнесов к 2020 году в Российской Федерации, а также сочетающий в себе высокое качество жизни, эффективную государственную политику и конкурентоспособный деловой климат».
К 2020 году объем прямых инвестиций в ценах 2013 года должен вырасти на 50 процентов — до 47 миллиардов рублей в год. В сопоставимых ценах в расчете на душу населения — на 150 процентов, до 76 тысяч рублей на человека.
Среди всех субъектов РФ Ивановская область занимает последнее 83-е место по уровню прямых инвестиций на душу населения (об этом говорится в документе). Поэтому, с учетом низкой базы, рост в полтора раза разве способен будет вывести регион в число «наиболее привлекательных и сочетающих в себе высокое качество жизни…»?
К преимуществам Ивановской области относятся:
— сильная базовая промышленная структура, сконцентрированный опыт в стратегических отраслях;
— наличие свободных земель сельскохозяйственного назначения и свободных производственных площадок с коммуникациями, относительно низкая стоимость земли;
— доступная инфраструктура: индустриальные парки и деловые центры;
— емкий рынок сбыта для товаров и услуг, производимых в Ивановской области: товары текстильной промышленности, машиностроения, пищевой, химической и деревообрабатывающей промышленности, услуг индустрии туризма и гостеприимства;
— выгодное географическое положение;
— развитая сеть автомобильных и железных дорог;
— наличие инфраструктуры воздушного транспорта;
— богатейшее историко-культурное наследие и живописный природный ландшафт;
— развитая система подготовки кадров и наличие инновационных подходов к профессиональному обучению;
— высокий научный потенциал и наличие развитой базы для инновационной деятельности;
— прозрачная административная среда.
Сдерживающие факторы инвестиционного развития:
— сокращение численности трудоспособного населения;
— нехватка квалифицированных кадров (не бьется с преимуществом в виде «развитой системы подготовки кадров», так как это подразумевает наличие кадров, иначе это уже не преимущество);
— неравномерность экономического развития региона, наличие зон нулевой инвестиционной привлекательности, форсированный износ неактивной инженерной инфраструктуры;
— усиление конкуренции с другими регионами по цене размещения (а как же преимущество в виде «относительно низкой стоимости земли»? Или у них стоимость земли отдельно, а цена размещения отдельно?!);
— физическое и моральное устаревание оборудования в энергетике (модернизация этого оборудования, вообще-то, является одной из целей привлечения инвестиций!);
— низкий технический уровень состояния дорожной сети, в особенности, автомобильной (это уже просто анекдот: а как же преимущество в виде «развитой сети автомобильных дорог»? Тогда так и пишите в преимуществах, что развитая сеть не дорог, а направлений);
— ограниченная пропускная способность автомобильных и железных дорог (они над нами издеваются что ли?)
— недостаток энергомощностей, относительно высокая стоимость энергетических ресурсов;
— отсутствие необходимых площадок для инвесторов (а как же преимущество в виде «наличия свободных производственных площадок с коммуникациями и доступной инфраструктуры с индустриальными парками и деловыми центрами»?!);
— вступление в ВТО;
— наличие административных барьеров (как, их же еще Мень уничтожил?);
— недооформленность законодательной, финансовой и организационной поддержки привлечения инвестиций (как, еще Мень говорил, что у нас лучшее в стране инвестиционное законодательство?).
Далее по тексту даже и процитировать нечего. В целом, это не Стратегия, а бездарный и бессмысленный документ, который невозможно ничем исправить. Элементарно: в стратегии не может быть такого количества преимуществ и сдерживающих факторов — не на чем в таком случае стратегически концентрировать усилия.
Давлетова и Боронина хорошие женщины, но им нужно подыскать другую работу, безусловно, за пределами правительства и не связанную с подготовкой и принятием решений. Даже краевед Кабанов, думаю, смотрелся бы в роли главного по экономике значительно лучше.