Неожиданную поддержку руководству Ивановской области в борьбе с пригородными железнодорожными перевозками оказало федеральное правительство, которое утвердило соответствующую Концепцию.
На заседании регионального правительства 3 июня обсуждался один вопрос: «О развитии системы общественного транспорта в Ивановской области».
В части развития автобусного сообщения существуют конкретные планы по расширению транспортной сети, включая направления, совпадающие с действующими маршрутами пригородного железнодорожного сообщения.
По пригородным железнодорожным перевозкам нет ни планов, ни перспектив. На заседании правительства только обозначены имеющиеся проблемы и заявлено о приближающихся: отказе федерального правительства от льготы на использование инфраструктуры ОАО «РЖД». Сейчас льготный тариф на такое использование составляет 25 миллиардов рублей в год в масштабах страны.
Областные власти давно уже говорят о проблемах в сфере железнодорожных перевозок, граничащих с невозможностью их осуществления. Причем основным лоббистом перехода с железнодорожного на автобусное сообщение является вице-губернатор, руководитель Комплекса развития инфраструктуры Ивановской области Александр Фомин.
В таких условия прекращение железнодорожного сообщения и так было бы всего лишь делом времени. Однако федеральные власти оказали Фомину и его сподвижникам неоценимую услугу, фактически разрешив принять такое решение в любое время.
Правительство РФ 19 мая утвердило Концепцию развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Документ обязывает субъекты Федерации «Осуществлять государственное ценовое регулирование пригородных пассажирских перевозок с условием финансирования пригородных пассажирских компаний за счет средств регионального бюджета».
Таким образом, финансовая ответственность полностью ложится на региональные власти (с чем, собственно, всегда боролись ивановские власти). Вместе с тем, Концепция утверждает:
«В субъектах Российской Федерации с низкой плотностью пассажиропотока при наличии альтернативных способов сообщения после проведения соответствующего анализа возможно принятие решения о сокращении отдельных направлений пригородного железнодорожного сообщения и перераспределении пассажиропотока в пользу иных видов пригородного сообщения или об отказе от таких направлений и такого перераспределения».
Нет оснований сомневаться в том, что стратегическое решение об отказе Ивановской области от пригородных железнодорожных перевозок принято, хотя оно в открытую и не афишируется. Заседание регионального правительства, принимаемые и не принимаемые решения в данной сфере и вербальные атаки Фомина и председателя комитета по транспорту Ивановской области Силкина свидетельствуют об этом более чем убедительно.