Мы чуть не восторженно воспринимаем все новые санкции против России, ждем ухудшения экономической конъюнктуры, падения производства и ВВП – так, словно социально-экономический крах это единственная надежда на обновление.
Незаметно и очень быстро российские «либералы» переключили свое внимание тире гнев с Путина, «Единой России» и власти вообще на народ, точнее на тупое большинство.
«Либералы» заключаю в кавычки не из пренебрежения и желания априори выразить свое к ним негативное отношение, а по причине невозможности точно их идентифицировать.
Либерализм бывает экономическим, социальным, политическим. В среде российских либералов отсутствует дискуссия, поэтому все они либо являются каким-то одним течением в либерализме (то есть не могут всецело претендовать на этот термин), либо вовсе не являются либералами.
Второе, скорее. Безапелляционность суждений, агрессивность и даже ненависть к оппонентам больше намекают на революционное правосознание, чем на безусловный приоритет каких-либо ценностей, включая личные свободы, верховенство закона и так далее.
Еще недавно казалось, что «либералы» суть наша элита. Они формировали политическую повестку дня, заставляли общество обсуждать то, что интересно им.
Однако события на Украине и вокруг Украины вывели ситуацию из формата обсуждения в формат противостояния. «Мы – 10 процентов умных и честных, остальные – идиоты и негодяи».
Понятно, что чиновниками, партийцами и даже институтом сторонников «Единой России» 90 процентов населения не заполнишь, поэтому народ – быдло.
Элита, конечно, обгоняет большинство населения в своем видении происходящего и понимании проблем и зарождающихся трендов. Но никакая элита не ненавидит и не презирает свой народ.
Причем ведь презрение заключается совсем не в откровенных заявлениях некоторых самых агрессивных «либералов», а в утвердившемся мнении, будто бы народ не способен понять и поддерживает во всем эту власть.
Тем не менее, только 20–25 процентов избирателей ходят на выборы. Тем самым они уже выразили свои отношение к этой власти и то, что они всё прекрасно понимают. Рейтинги же доверия Путину имеют отношение только к весьма узкой части спектра политики, экономики и общественного устройства в контексте весьма обоснованного ощущения несправедливости, которую проявляет мир по отношению к России не как государству, а как народу, всем людям живущим здесь.
Абсолютное большинство народа с пониманием относится (относилось) к недавней идеологии «либералов», заключавшейся в критике неконкурентного позиционирования властных элит, в первую очередь, партии «Единая Россия», на чей счет ни у кого давно уже нет никаких иллюзий.
Необходимость баланса политических сил, политической конкуренции, положительного отбора властных элит в ходе конкуренции – понятно и конструктивно. Это предмет реальной работы в политической и общественно-гражданской сферах.
Раскрытие необходимости соблюдения личных прав и свобод, гарантий неприкосновенности личности и верховенства Закона, как реальные механизмы, обеспечивающие рост благосостояния общества и человека – это, если объяснять, то понятно кому угодно и это конструктивно.
Но «либералы» этим не занимаются. То есть они окончательно прекратили этим заниматься. Своего рода сублимация: переключение внимания с одного объекта (Путина) на другой (народ). И только для того, чтобы сохранить свой психологический комфорт, так как с первым что-то плохо получается, а тут такой хороший повод – Украина.
Можно предположить, что некоторая часть украинского общества была настроена исключительно позитивно в духе общечеловеческих ценностей. Однако государственная политика Украины все последние двадцать лет была антироссийской явно и недвусмысленно. Ну, а сегодня и подавно.
Если вы держите в руках украинский флаг – на демонстрации или на своей страничке в Интернете, – то чего вы хотите добиться? При всем желании солидаризироваться с общечеловеческими, гуманными ценностями вам никак не удастся. Это не тот пример и не те лозунги, с которыми можно выйти к людям.
Украинским флагом можно выразить свою ненависть к российскому режиму и презрение к российскому народу. Почему бы и нет? Но тогда это не элита, поскольку у такой стратегии нет шансов на то, чтобы кому-то что-то доказать.
Происходит прямо противоположное декларируемым целям. В текущей ситуации визуальное и вербальное соединение демократии, свободы, либеральных политических и экономических ценностей с поддержкой Украины – это самая эффективная борьба с истинными либерализмом и демократией. Это формирование чувства отторжения в человеке на глубинном, самом сильном уровне.
Таким образом, сегодня в России нет ни одной силы, которая не только была бы, но и претендует на звание элиты.
Российское общество, если хотите, «простой народ», давно готово к восприятию других идей развития, необходимости иных политических сил. Но народ эти силы не формирует, он их ждет, и внутренне давно созрел, но альтернативы нет.
Заявления же типа: «нас не пускают во власть» и чего-то там не разрешают – это бессильная и безыдейная демагогия. Невозможно добиться власти, говоря избирателю, что он дурак.
Да и сам постулат про нас, 10 процентов умных явно ложный. Умные люди не группируются по сословному, политическому и социальному признакам. Ну, если только в Академии наук, и то, если не гуманитарных.
Умные люди равномерно распределены по всему обществу. И среди либералов их столько же, сколько среди единороссов и краеведов.
Сегодня и «либералы», и бизнес, и даже часть высшей бюрократии с каким-то упоением говорят о грядущем экономическом крахе. Словно дети ждут какого-то ужасно-прекрасного представления на темной сцене ТЮЗа.
Ни одна из «элит» не верит в нормальное развитие – все надеются только на «до основанья, а затем…».