Экономика и политика

Еще одна культурная потеря

Департамент культуры Ивановской области впору переименовывать в департамент ликвидации излишков культурного наследия. Работа неблагодарная, но нужная.

На основании государственной историко-культурной экспертизы распоряжением правительства Ивановской области не будет включен в единый госреестр памятников истории и культуры объект «Ансамбль центра села Спасское: церковная ограда», который расположен в селе Спасское Плесского городского поселения.

Если есть ограда, значит, есть и церковь – логично. Действительно, ограда, от которой на самом деле почти ничего уже не осталось, ограждает каменный храм Спаса Нерукотворного, построенного в 1682 году. Ограда помоложе: ей «всего» двести лет, по сути, вместо ограды уже давно новодел – забор из металлических прутьев.

Изначально, в 1974 году Министерство культуры СССР регистрировало выявленный объект культурного наследия (церковь и тогда была действующей) под названием «Ансамбль центра села Спасское», который означал собой памятник архитектуры – каменная церковь. То есть ансамбль центра села Спасское – это не ограда, а в первую очередь сам храм.

Каким-то чудесным образом, памятник архитектуры «ансамбль центра села» ужался до одной ограды.

Даже в самом названии «ансамбль: ограда» уже заложено глубокое внутреннее противоречие. Однако ивановские областные чиновники от культуры, по всей видимости, нормально уживаются с такими противоречиями.

Нужно ведь понимать, что для Церкви культовые сооружения имеют в первую очередь утилитарное значение: люди должны иметь возможность помолиться, а священник – в нормальных рабочих условиях служить. А храм как памятник – это для атеистов, агностиков и деятелей культуры.

Близость к Плесу и первым лицам губернии и государства сыграла с памятником злую шутку, но зато храму очень помогла. Все покрасили, позолотили – привели в Божеский вид. Но с памятником, то есть с паспортом объекта вышла незадача.

Вот тогда кто-то и приписал своей недрожащей рукой «церковная ограда», расшифровав таким образом понятие «ансамбль». Получился на самом деле не ансамбль: храм отдельно, ограда – отдельно.

По отдельности разобраться с документарным наследием советских богоборческих времен гораздо легче. Был ансамбль – стала просто ограда, на деле забор. А какая госэкспертиза признает забор вокруг церкви отдельным памятником?

Может, оно так и надо. Правда есть нюанс. Чиновники от культуры вынуждены заниматься сложной работой соблюдения интересов хозяйствующих субъектов и сохранения культурного наследия. Причем, чем выше статус субъекта, тем меньше культурного в статусе объекта.

Например, я абсолютно уверен, что ивановский Пассаж (Куражовские ряды) был включен в госреестр только потому, что хозяева – из Афганистана. Если бы ресторан «Кабул» держал, например, Телман Фероян, то, скорее всего, никакого бы памятника там не было.

Глядя на то, как развивается ивановская история с культурным наследием, складывается впечатление, что сначала кто-то кое-где принимает решение, а потом уже под него готовятся госэкспертиза и решение областного правительства.

Читайте также
Популярное
Рекомендуем
Читайте также
Рекомендуем
Еще новости
Вас заинтересует
Рекомендуем