Через два года госдолг Ивановской области достигнет 22 миллиардов рублей.
Региональное правительство скорректировало государственную программу «Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ивановской области».
Документ (вступает в силу с 1 января 2015 года) констатирует, что переломным моментом в формировании негативных тенденций в финансовой сфере Ивановской области стал «мировой финансово-экономический кризис 2008–2009 годов».
К 2012 году экономика региона восстановилась, но к тому времени был накоплен «значительный объем государственного долга, заметно возросли расходы на его обслуживание».
Относительную динамику роста государственного долга Ивановской области характеризует таблица:
Отношение общего объема государственного долга к доходам областного бюджета (без учета безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней) | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 (оценка) |
19,3% | 32,8% | 49,5% | 49,9% | 65,9% | 69% |
Как пишут разработчики документа, «в 2012–2013 годы возникли новые факторы финансового давления на областной бюджет». Ключевой – майские указы Путина, предусматривающие «поэтапное повышение заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы», а также указ президента от 28 декабря 2012 года «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Здесь надо уточнить, что указ, касающийся защиты детей-сирот, также предусматривает в первую очередь повышение зарплат сотрудников соответствующих учреждений.
Таким образом, становится понятным неуемное рвение губернатора Павла Конькова по оптимизации (сокращению количества) детских домов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.
«Выполнение вышеперечисленных указов Президента Российской Федерации потребует еще большего увеличения расходов в ближайшие годы. В соответствии с бюджетными прогнозами, в среднесрочной перспективе бюджет Ивановской области останется дефицитным, а объем государственного долга к концу 2016 года может достигнуть 90 процентов от объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета».
Основная цель госпрограммы «Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ивановской области» – это переломить к 2017 году тенденцию роста объема государственного долга Ивановской области по отношению к доходам областного бюджета.
Как соотносится заявленная цель с целевыми индикаторами – непонятно, поскольку прогнозируемая тенденция говорит явно об обратном:
Отношение объема госдолга (за вычетом бюджетных кредитов) к доходам областного бюджета (без учета объема безвозмездных поступлений) | 2012 год (факт) | 2013 год (факт) | 2014 год (оценка) | 2015 год | 2016 год | 2017 год |
42,8% | 58,6% | 66% | 67% | 76% | 90% |
Весьма показательна динамика сокращения числа районов, имеющих бездефицитные бюджеты:
Доля муниципальных районов (городских округов), имеющих бездефицитные бюджеты | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 (оценка) |
40,7% | 55,5% | 40,7% | 55,6% | 66,7% | 3,7% |
По прогнозу регионального правительства, государственный долг Ивановской области вырастет с нынешних (по состоянию на 1 января 2014 года) 8,9 миллиарда рублей до 22,3 миллиарда к 2017 году.
Это намного превышает динамику роста и валового регионального продукта (ВРП), и бюджета Ивановской области.
Вследствие чего вдруг в 2017 году должна произойти смена тенденции документ не объясняет. Никаких предпосылок к этому нет, – как объективных, так и субъективных, которые отражали бы реальные меры, предпринимаемые правительством Павла Конькова, тем более что таковые вряд ли возможны.
Остается только уповать на некие глобальные изменения в стране и мире, что, в общем-то, и читается между строк ивановской госпрограммы поддержания устойчивости бюджетной системы: к 2017 году либо ишак сдохнет, либо падишах помрет.