Похоже, что слава пустомели Меня не дает вице-премьеру по экономике Давлетовой спать спокойно.
Зампред правительства Ивановской области по экономике Светлана Давлетова заявила, что для Минпромторга России при формировании пакета мер по стимулированию промышленности «положительным примером послужил опыт Ивановской области».
Речь идет о законопроекте, который сейчас рассматривает Областная дума. Он предусматривает снижение ставки налога на прибыль для некоторых категорий предприятий в части, которая зачисляется в бюджет региона.
Общая ставка налога на прибыль составляет 20 процентов; в областной бюджет идет 18, в федеральный – 2 процента.
Таким образом, почти весь налог на прибыль остается в регионе, соответственно, является одним из ключевых при формировании доходов бюджета Ивановской области.
Снижение ставки налога на прибыль приводит к образованию так называемых «выпадающих доходов». Налоговые платежи учтены в доходной части бюджета, если снижается налог, то эти доходы, разумеется, падают. Их надо каким-то образом компенсировать.
Ивановская область – глубоко дотационный регион. Если мы сами снижаем свои собственные доходы, то федеральный центр делает круглые глаза и говорит что-то в этом роде: раз вы такие богатые, то мы вам снизим дотации на сумму налогов, которые вы снизили.
Минпромторг, конечно, собирается дать свои предложения по снижению ставки налога на прибыль, только Ивановская область в принципе не может быть здесь никаким примером. Снижение налогов – это не чудо экономической мысли, и с таким предложением может выступить любой. Проблема в том, что делать с выпадающими доходами.
В каждом регионе своя ситуация. Кто побогаче обойдется без федеральной помощи, где-то частично компенсируют, где-то на неких паритетных условиях. Никакого ивановского положительного примера нет и быть не может.
Его нет еще и потому, что никаких мер Ивановская область на самом деле не принимала. Это пока еще фантазии Давлетовой.
Проект областного закона «О налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет отдельными категориями налогоплательщиков» находится в Облдуме, и принят пока только в первом чтении. Его можно было принять еще 18 декабря прошлого года. Его можно было принять на очередном заседании 29 января этого года. Но его не принимают.
По одной простой причине. Нет инициативы Ивановской области по стимулированию экономики. Есть просьба Ивановской области снизить для определенной группы предприятий ставку налога на прибыль.
И сейчас правительство Ивановской области ждет разрешения от правительства РФ принять этот закон, то есть согласия компенсировать выпадающие доходы.
Льготы предлагается предоставить далеко не всем предприятиям.
До 15,5 процента ставка будет снижена для предприятий, реализующих инвестиционные проекты, которые при этом должны быть включены в реестр инвестиционных проектов Ивановской области.
До 13,5 процента снизят ставку для предприятий следующих классов: «Производство текстильных изделий»; «Производство одежды»; «Производство прочих транспортных средств и оборудования»; «Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки».
Все, кто претендует на льготы, не должны иметь долгов по налогам, находиться в стадии банкротства и так далее.
Госпожа Давлетова сделала еще одно, гораздо более удивительное, заявление: «Предлагаемые нами меры должны привести к расширению налогооблагаемой базы региона и как следствие – к увеличению налоговых поступлений в бюджет».
В переводе на общедоступный это означает, что налоговые льготы приведут к такому росту производства, что даже после снижения ставки налога общий объем налоговых поступлений еще и вырастет!
Если бы это имело хоть какую-то связь с реальностью, то закон, о котором говорилось выше, был бы молниеносно принят не то что в конце прошлого года, а лет пять назад, а лучше – десять или даже двадцать.
Снижение ставки налога с 18 до 13,5 процента – это не снижение налога на 4,5 процента, это снижение на 4,5 процентных пункта. Реальное же снижение объема налога произойдет на 33 процента (4,5 от 13,5).
Таким образом, чтобы просто компенсировать снижение ставки налога, необходимо, чтобы объем производства вырос, как минимум, на 30 процентов!
Это не просто нереально, на это никто и не рассчитывает. Предлагаемые меры не являются мерами экономического стимулирования – это мера по спасению предприятий. Они вряд ли позволят даже сохранить объемы производства (не говоря уже о росте) – они хотя бы позволят предприятиям существовать и сохранить основной вид деятельности.