Открытое письмо председателю Ивановского отделения Союза писателей России от профессора филологии Вадима Смирнова.
В редакцию сетевого издания «Иваново» (ivanovolive.ru) обратился доктор филологических наук, профессор Ивановского государственного университета Вадим Андреевич Смирнов с просьбой опубликовать открытое письмо председателю Ивановского отделения Союза писателей России Юрию Орлову.
Письмо, разумеется, публикуем, поскольку оно, очевидно, касается важной и тонкой сферы ивановской культуры в контексте российской и еще более тонкой грани отделяющей культуру от антикультуры.
Письмо требует некоторых фактологических пояснений, которые даны в конце публикации. Хотя, для группы деятелей культуры и околокультуры ивановско-плесско-парижской тусовки все, возможно, и так понятно.
***
Открытое письмо
Председателю Ивановского отделения Союза писателей России Ю. В. Орлову
Уважаемый Юрий Васильевич!
Вы хорошо знаете, что с 1988 года я занимаюсь изучением творчества Николая Павловича Смирнова. И в «Рабочем крае», и в наших университетских сборниках были опубликованы найденные мною в архиве писателя письма Ирины Одоевцевой, Галины Кузнецовой, Леонида Зурова. Всё это пусть небольшой, но с моей точки зрения весьма существенный вклад в изучение творческого наследия писателя.
И вдруг в Вашем альманахе «Откровение» 2013 года № 19 я встречаю те же письма, но без всяких комментариев, без всяких ссылок на меня, опубликованные бывшей сотрудницей музея-заповедника г. Плёса А. А. Гайдамак. Всё это естественно меня смутило, однако дальше больше. Я узнаю, что А. А. Гайдамак устраивает творческие вечера, вечера памяти Смирнова, везде говорит о том, что она больше 20 лет занимается исследовательской деятельностью. Хотя ничего нового она не открыла и не опубликовала.
Сразу же возникает вопрос, а для чего нужна эта шумиха, кто наживает себе «капитал»?
Обращаюсь я к Вам не из-за уязвлённого самолюбия, а желая разобраться, по существу. Если писательская организация поддерживает А. А. Гайдамак, то получается, что и она причастна к не совсем красивому делу. Более того, на творческих вечерах, на которые приглашаются литературные сотрудники из Москвы, других городов, А. А. Гайдамак выступает с чтением якобы своих стихов. Их исполняют юные музыканты в полной уверенности, что это творческий вклад в нашу поэзию.
На самом деле нетрудно убедиться в том, что А. А. Гайдамак выдаёт за «свои» стихи Сергея Сергеевича Бехтеева («Молитва» – 1917 год), Игоря Северянина («Муза» – 1909 год) и др. Количество фактов литературного воровства можно было бы привести больше, но для меня ясно одно: человек, который пользуется чужими трудами, как своими, не может считаться порядочным, а её дутая известность не что иное, как желание во что бы то ни стало «прославиться». Думаю, что такая дутая слава никому не нужна.
С уважением
проф. В. А. Смирнов.
***
Анна Гайдамак двадцать лет назад приехала в Ивановскую область из Алтайского края, живет в Плесе. С тех пор ведет неустанную работу на ниве культуры. После оставления должности старшего научного сотрудника Плесского государственного музея-заповедника повысила градус активности.
Гайдамак организовала в Плесе Международный музыкально-поэтический фестиваль «Плёсская муза», посвященный памяти того самого Николая Смирнова, о котором пишет в своем открытом письме профессор Вадим Смирнов (они не родственники).
Пока состоялся один фестиваль, идет подготовка к следующему. Будем надеяться, что он либо не состоится, либо пройдет без участия Гайдамак.
В качестве примера плагиата привожу отрывок из книги Гайдамак «В незакатном свете» и стихотворение Игоря Северянина «Муза».
Книга была издана на средства «Благотворительного фонда «Гордость Отечества», то есть владельца торгового комплекса «Серебряный город» Кирилла Игнатьева, который в Иванове и Плесе, помимо прочего, проходит по разряду «меценаты».
Хотелось бы, чтобы наши меценаты все-таки сознавали свою ответственность, и хоть как-то участвовали в культурном процессе изнутри, а не только для присвоения самим себе этого неформального звания. Например, уже слегка подташнивает от череды бессмысленных выставок, где художественные критерии заменены надписями, свидетельствующими о том, что картина написана в Плесе и на ней изображен Плес.
Анна ГАЙДАМАК У старого погоста древний храм, Здесь в вековечной тишине дубрав, В ней не было античной красоты, Она коснулась моего чела – К лицу прижав лицо, вся – шорох струй, Плёс, 2009 Из книги «В незакатном свете»
|
Игорь СЕВЕРЯНИНМУЗАВолнистый сон лунящегося моря, Мистическое око плоской камбалы, Плывет луна, загадочно дозоря Зеленовато-бледный лик сомнамбулы. У старых шхун целует дно медуза, Качель волны баюкает кораблики, Ко мне во фьорд везет на бриге Муза Прозрачно-перламутровые яблоки. В лиловой влаге якорь тонет… Скрип. В испуге колыхнулась пара раковин, Метнулись и застыли стаи рыб, Овин полей зовет и манит в мрак овин. Вот сталью лязгнул бриг о холод скал, И на уступ спустилась Муза облаком. Фиорд вскипел, сердито заплескал И вдруг замолк, смиренным строгим обликом. Она была стройна и высока, Как северянка, бледная и русая, Заткала взор лучистая тоска, Прильнув к груди опаловою бусою. Нет, в Музе нет античной красоты, Но как глаза прекрасны и приветливы! В ее словах – намеки и мечты, Ее движенья девственно кокетливы. Она коснулась ласково чела Устами чуть холодными и строгими И яблоки мне сыпать начала, Вдохновлена созвездьями высокими. К лицу прижав лицо, вся – шорох струй, Запела мне полярную балладу… О Муза, Муза, чаще мне даруй Свою неуловимую руладу. И яблоко за яблоком к устам, К моим устам любовно подносила. По всем полям, по скалам и кустам Задвигалась непознанная сила. Везде заколыхались голоса, И вскоре в мощный гимн они окрепли: Запело все – и море, и леса, И даже угольки в костровом пепле. А утром встал, под вдохновенья гром, Певец снегов с обманчивой постели, Запечатлев внимательным пером Виденья грез в изысканной пастели.Октябрь 1909 |
Однако самое вопиющее (по-другому не скажешь) произошло на том самом первом Международном фестивале памяти Николая Смирнова, где не было ни одного иностранца.
Анну Гайдамак объявили автором стихов к песне, хотя, на самом деле их написал в 1917 году русский белый офицер Сергей Бехтеев (1879–1954 гг.).
Стихотворение «Молитва» было послано в октябре 1917 года через графиню А.В. Гендрикову Их Императорским Высочествам в город Тобольск.
Это уже не плагиат, а чистой воды мошенничество.
Вот текст «Молитвы», а затем видео, на котором присутствует «автор» Гайдамак. В конце «автор» кланяется публике.
Молитва
Посвящается Их Императорским Высочествам
Великим Княжнам Ольге Николаевне и Татьяне Николаевне
Пошли нам, Господи, терпенье,
В годину буйных, мрачных дней,
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.
Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжелый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.
И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и униженья
Христос, Спаситель, помоги!
Владыка мира, Бог вселенной!
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной,
В невыносимый, смертный час…
И, у преддверия могилы,
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молится кротко за врагов!
г. Елец, Октябрь 1917 г.