Аналитическое подразделение в составе компании «Сбербанк КИБ» (структура Сбербанка) подготовило 8 апреля очередной обзор потребительской уверенности россиян – «Потребительский индекс Иванова».
В Сбербанке полагают, что Иванов это самая распространенная фамилия в России. А условный Иванов – типичный представитель российского среднего класса.
Результаты последнего исследования указывают на восстановление индекса потребительской уверенности относительно уровня четвертого квартала 2014 года – с минус 24 до минус 22 процентов в первом квартале 2015 года.
Это объясняется улучшением Ивановым оценки благосостояния страны и менее негативным восприятием текущей экономической конъюнктуры.
Ивановы стали значительно лучше оценивать перспективы рубля: сейчас лишь 27 процентов опрошенных ожидают дальнейшего ослабления валюты (51 процент в декабре). В иностранной валюте респонденты хранят всего 21 процент сбережений, а 65 процентов опрошенных в настоящий момент не планируют покупать валюту.
Доля Ивановых, не имеющих сбережений, составила 37 процентов, столько же, сколько в среднем за 2014 год (вот такой вот у нас средний класс). При этом доля месячного дохода, откладываемого на «черный день», выросла с 8,3 в четвертом квартале до 9,2 процента в первом квартале 2015 года.
В марте доля покупателей, чувствительно реагирующих на колебания цен, увеличилась до 75 процентов (73 в сентябре и 68 год назад). Соответственно, Ивановы стали покупать менее дорогие товары: 66 процентов пытается экономить на товарах повседневного потребления (60 в декабре и 54 в среднем за 2013 год), а 36 процентов опрошенных признались, что в минувшем квартале сократили расходы на товары первой необходимости.
Что касается необязательных трат, то 45 процентов планируют сократить количество посещений кафе и ресторанов, 36 – урезать расходы на электронику и бытовую технику, 23 – сократить расходы на отпуска (по сравнению с предыдущим опросом эти показатели ухудшились).
Доля Ивановых, делающих запасы продовольствия, сократилась с 22 процентов в четвертом квартале 2014-го до 12 в первом квартале 2015-го. В сегменте электроники и бытовой техники процент таких покупателей уменьшился с 15 до 12.
Таким образом, число тех, кто закупает товары впрок, снижается, что негативно скажется на продажах во втором квартале 2015 года как в продовольственном, так и в непродовольственном сегменте.
Впервые с начала проведения опроса увеличилось среднее количество торговых сетей, в которых респонденты делают покупки: если в конце прошлого года оно составляло 2,3, то сейчас уже 2,8. Это признак такого явления, как «погоня за скидками», что подтвердили и несколько розничных сетей, которые отмечают рост числа покупателей, приходящих в их магазины только за товарами, продающимися со скидкой.
По наблюдениям Ивановых, общая продуктовая инфляция ускорилась до 17,8 процента, что ниже официальной статистики: по данным Росстата за март в пересчете на год рост цен на продукты питания составил 23 процента.
Перспективы второго квартала вызывают опасения, так как рост спроса на более дешевые товары и все более активная погоня за скидками могут привести к возникновению ценовой конкуренции даже между крупнейшими сетями.