Роботы давят ивановских гаишников

Количество зарегистрированных нарушений Правил дорожного движения в Ивановской области за три года выросло в несколько раз. Человек проиграл очередную важную битву роботам, исчезнут ли с наших дорог человечные инспектора?

Пожалуй, самая таинственная государственная программа Ивановской области – это «Информационное общество Ивановской области».

Откровенно признаюсь, что ничего не понимаю ни в компьютерах, ни в интернете, ни в информировании, ни в обществе в контексте подходов, которые демонстрирует эта госпрограмма. Например, не понимаю, почему турникеты на проходной в ивановских школах обходятся в несколько раз дороже, чем аналогичные в московском метро? А из всей школьной электроннофикации, пока только турникеты миру и явили.

Как можно в одной программе совместить оплату винегрета в школьной столовой, безопасность дорожного движения, предоставление услуг населению, электронный документооборот, ГЛОНАСС и секретную почту чиновников?

Однако в том, чего я не понимаю, всегда исхожу из презумпции добросовестности. Как там могло быть у Маяковского: ведь, если госпрограммы пишут и финансируют – значит – это кому-нибудь нужно?

На днях региональное правительство освежило госпрограмму «Информационное общество Ивановской области» (в целях актуализации мероприятий и фамилий ответственных). В ней приведены весьма любопытные данные по количеству нарушений Правил дорожного движения (ПДД) в свете информатизации.

Система «Видеофиксации правонарушений Правил дорожного движения» работает в Ивановской области с 2012 года (по крайней мере, статистика видеофиксации). Под системой видеофиксации понимается специальное оборудование, которое фиксирует нарушение ПДД в автоматическом режиме, без участия человека. То есть гаишник с радаром – это не система видеофиксации.

В 2012 году в Ивановской области с использованием системы видеофиксации было зарегистрировано 37 тысяч нарушений ПДД. В 2013 году уже 218 тысяч, а в 2014-м – 300 тысяч нарушений правил дорожного движения.

А что гаишники? Человек посрамлен в схватке с роботами-гайцами.

В 2013 году биогаишники от общего числа нарушений ПДД зафиксировали только 19 процентов; в 2014-м и вовсе 16. В перспективе следующих двух лет этот показатель должен снизиться до 10 процентов. В общем, как в песне: «Управляют роботы, а не человек».

Появление систем видеофиксации, по сути, создало новую реальность. Произошло кратное увеличение числа регистрируемых нарушений ПДД. Причем, я думаю, что удельный вес нарушений, фиксируемых живыми гаишниками, будет сокращаться еще более стремительными темпами.

Те системы, которые используются сейчас в Ивановской области, насколько я могу судить по их характеристикам, регистрируют нарушения скоростного режима. Уже сейчас существуют рабочие модели универсальных комплексов, которые фиксируют также выезд на встречную полосу, проезд на красный свет, парковку, пересечение стоп-линии и так далее.

По мере внедрения этих комплексов должно вырасти и общее число регистрируемых нарушений ПДД, а фиксация патрулями останется на том же уровне или снизится.

Вопрос, а когда все это приведет к реальной профилактике, то есть снижению числа нарушений ПДД, мы пока оставим за скобками. Очевидно, что сначала будет рост. Затем, когда система фиксации (роботами и людьми) достигнет определенного критического уровня, близкого к стопроцентному обнаружению всех нарушений, тогда, наверное, начнется их постепенное сокращение.

Новая реальность вследствие взрывного роста числа нарушений ПДД, фиксируемых автоматически, должна привести к изменению требований к патрулям – в первую очередь, новому качеству их работы и поведения на дороге.

Возникает резонное опасение, что живых гаишников на дорогах не останется вовсе. Ведь общие показатели фиксации нарушений ПДД и количества штрафов за два года достигли высочайших показателей, характеризующих отменное качество работы ГИБДД.

Медведевская реформа МВД сократила 20 процентов полицейских. Наверное, в основном, не среди командного состава, а тех, кто работает в поле. С системами видеофиксации (не только нарушений ПДД, но и преступлений) статистически это может быть совсем незаметно.

Однако становятся ли более безопасными и комфортными наши дороги и улицы от появления роботов? Наверное, уже собрана достаточная база данных, чтобы и полиция, и власти, и общественность перешли к анализу ситуации и предметному обсуждению того, что должно быть получено в конечном итоге. Ведь мы же боремся за профилактику, предотвращение нарушений, а не за строку в бюджете «доходы от штрафов».

Вас заинтересует

Читайте также