Как вы яхту назовете… нарисуешь – не сотрешь.
На заседании правительства региона на этой неделе руководитель представительства Ивановской области в Москве, зампредседателя правительства Олег Пташкин сообщил, что он с некими своими «знакомыми партнерами из международной корпорации по брендированию» занимается брендированием Ивановской области.
Понимая экономическую ситуацию в регионе, денег они за это не возьмут: «Для них работа с Ивановской областью – больше имиджевая составляющая».
Здесь каждое слово – брильянт в короне новых ивановских властей. «Имиджевая составляющая», но имя их не сообщается. «Международная корпорация по брендированию» – это не из разряда тех, которые кредитные рейтинги составляют? Может, все-таки, не международная корпорация, а два знакомых сотрудника мастерской промышленного дизайна, один из которых выходец с Украины?
Расшифровывая личность Пташкина и ярмарочно-выставочный контекст вкупе со словами про «отсутствие единого стиля» оформления стендов, можно сделать вывод, что речь идет все-таки не о брендировании Ивановской области, а о наборе узнаваемых символов, которые будут наносить на рекламные поверхности.
Сделает это неизвестно кто, на свои личные средства, и подарит сирым и убогим (в позиционировании Пташкина) ивановцам.
Даже тот кошмар, который нам ежегодно являют городские власти в качестве сиюминутного бренда города на период действия праздничных мероприятий ко Дню города, – и тот хоть как-то обсуждается и выбирается, как наименее ужасный из всего представленного ужаса.
И есть надежда, что с уходом из города Вячеслава Сверчкова, несшего на протяжении многих лет в городскую среду свое деревенское (в самом плохом смысле этого слова) миропонимание, этот нескончаемый поток поделок хоть как-то усохнет.
Что скрывается за брендированием по Пташкину нам еще предстоит узнать. Если это даже всего лишь картинки на выставку – со словами нужно обращаться осторожнее.
Брендирование, бренды или единый бренд Иванова и Ивановской области в качестве темы обсуждения периодически всплывают в местном информационном пространстве и очевидно волнуют не только теоретиков и рефлексирующую часть общества, но и власть.
Видимо, единый бренд многими воспринимается, если и не как панацея, то как нечто, что определенно необходимо. И как тут не вспомнить «родину первого Совета», «город невест» и «текстильный край».
Всё это бренды. В определенные периоды времени, в определенном контексте каждый из них воспринимался как единый бренд Ивановской области. Насколько это нам помогло?
Бренд – это ярлык, который наклеишь, потом не отмоешь. В отличие от стратегического позиционирования, в котором бренд и бренды имеют даже не одно из ключевых значений, а одно из второстепенных.
Бренд или ярлык хорош только для товара, максимум группы товаров, он плох даже для фирмы. Для территории, для социального, политического, хозяйствующего субъекта бренд – это ловушка. Это сильнейший ограничитель собственного восприятия мира и собственного позиционирования в мире в независимости от того хороший бренд (ярлык) или плохой.
Заметьте, как актуально и все настойчивее звучит тема брендирования Ивановской области на фоне того, что новая стратегия развития Ивановской области пишется уже два года.
Первый зампредседателя правительства Ивановской области, отвечающий за внутреннюю политику и за «брендирование», Андрей Кабанов презентует никчемный для ивановцев и развития региона исторический труд о второстепенных персонажах эпохи Смутного времени. Это хорошее занятие для доцента кафедры на историческом факультете, а не члена правительства и главного идеолога команды губернатора.
Если у тебя есть свободное время, опыт и умение осмысления исторических событий, и на повестке дня стоит актуальная проблема определения стратегии развития Ивановской области, что, помимо прочего, и сфера твоих профессиональных интересов как действующего политика и топ-менеджера правительства, – так может ты хотя бы попытаешься осмыслить проблему переходного периода от промышленного кластера к постиндустриальному развитию Ивановской области в текущий исторический момент?
Либо Смутное время, либо Корягина со Сверчковым? На вот тебе пальто – и думай о чем-нибудь великом.
Что делать с Ивановской областью, куда бежать? Комбинат синтетического волокна – это часть новой стратегии или фантомные боли на месте отрезанной хирургом конечности? Какие новые бренды создавать и как их встраивать в стратегию развития? И где стратегия, где стратегическое позиционирование региона?
Перечисленные выше вопросы, как текущие задачи и проблемы не волнуют абсолютное большинство населения и даже так называемых «элит». Но от ответов на них зависит вся и всё.