Ивановский завод тяжелого станкостроения не будет выплачивать дивиденды. То есть один из них не будет, а второй и подавно.
На фоне шумных «Автокрана» и «Кранэкса», Ивановский завод тяжелого станкостроения («ИЗТС»), гремевший на всю страну в советские годы (изначально Ивановский завод расточных станков), находится в тени. Ивановцы и ивановские власти заводом, в отличие от эпохи Кабаидзе, давно уже публично не гордятся. Социальные катаклизмы в последнее время его не сотрясают, словно там все хорошо, но при этом, «ИЗТС» работает.
Совет директоров ОАО «Ивановский завод тяжелого станкостроения» единогласно решил рекомендовать общему собранию акционеров не выплачивать дивиденды по итогам работы за 2014 год.
Общее собрание состоится 29 июня, но это пустая формальность. Член совета директоров, генеральный директор ОАО «ИЗТС» Владимир Бажанов владеет 88 процентами голосующих акций общества, поэтому, можно сказать, решение уже принято.
Основание не начислять и не выплачивать дивиденды довольно простое: «В связи с отсутствием прибыли».
Что господин Бажанов понимает под словом прибыль в данном случае, какими масштабами и временными отрезками оперирует при этом, не очень понятно. Согласно годовому отчету за 2014 год, ОАО «ИЗТС» получило-таки чистую прибыль в размере 53 миллионов рублей. За первые три месяца этого года чистая прибыль составила 89 миллионов.
У ОАО «ИЗТС» 1355 акционеров. Понятно, что почти все они, возможно, даже не помнят, что являются формальными совладельцами легендарной марки, и вряд ли примут участие в общем собрании акционеров или узнают о решении совета директоров. В России вообще с миноритарными акционерами не церемонятся.
На собрании также будет утверждено решение о выкупе акций завода по 8 рублей за штуку, что на 2 рубля меньше цены номинала, то есть практически бесплатно.
Выплата дивидендов – это решение в пользу акционеров, но не в пользу менеджмента. Основной акционер «ИЗТС» и менеджмент – это одно лицо. Поэтому Бажанову, конечно, выгодно не платить дивиденды, так как он и так полностью распоряжается всей прибылью предприятия. Впрочем, в решении не выплачивать дивиденды, конечно же, есть и сугубо практический резон: времена сегодня в стране (впрочем, как и всегда) тяжелые. Кредиты, оборотные средства и проч. – так что лучше деньгами не разбрасываться.
Говоря об ОАО «ИЗТС» следует понимать, что это не совсем тот самый легендарный Ивановский завод тяжелого станкостроения. Хотя на сайте предприятия и говорится, что «ОАО «ИЗТС» имеет в своем составе собственное конструкторское бюро, механосборочные цеха, модельное и инструментальное производство», по сути, это чисто торговое предприятие, владеющее брендом (и то не факт, поскольку есть еще одно «ИЗТС», о чем ниже). На заводе в прошлом году работали всего 40 человек, а сейчас и того меньше.
Под эгидой и под контролем «ИЗТС» работают несколько обществ с ограниченной ответственностью, которые все вместе и составляют этот мифический завод, в котором каждое ключевое направление выделено в отдельную структуру, объединенную общим собственником.
Наиболее значимые ООО в системе «ИЗТС»: «Коммерческая фирма Ивановского завода тяжелого станкостроения, Ивановоцентер» (решает экспортно-импортные задачи), «ИЗТС-Станкосистема», СП «ИЛЮ» (совместное с китайцами предприятие, 50%), «Станкотяж», «Торговый дом ИЗТС».
Так как вся производственная деятельность «ИЗТС» сосредоточена вне ОАО «ИЗТС», а дочерние компании – это ООО, то истинное положение дел в сфере выпуска горизонтально-расточных станков типа «обрабатывающий центр» в Иванове не слишком понятно.
Разбиение, казалось бы единого, производственного комплекса на отдельные составляющие в виде сбыта, закупки, конструкторских работ, собственно производства позволяет с одной стороны, легче выживать, с другой – путать следы.
Ну и самое главное про «ИЗТС». В сентябре прошлого года на этом сакральном для станкостроителей месте по адресу: г. Иваново, улица Станкостроителей, 1 появился еще один «Ивановский завод тяжелого станкостроения» – только не ОАО, а ООО. У него даже директора нет: управляющая организация «Группа Стан», она же и владелец. Конечный бенефициар – какой-то кипрский офшор.
Следует с большой долей вероятности предположить, что основные активы переведены в ООО «Ивановский завод тяжелого станкостроения», истинный собственник которого скрывается в иностранной юрисдикции. Ну, а ОАО «Ивановский завод тяжелого станкостроения» – это лицо компании.