Несмотря на оптимизм нынешнего губернатора Конькова, ивановская история китайского трактора в России завершилась бесславно.
Арбитражный суд Ивановской области завершил конкурсное производство (заключительная стадия банкротства) на ОАО «Лежневский машиностроительный завод».
В прошлом государственное предприятие, в 2011 году Лежневский машзавод начал сборку китайских тракторов. Это была крупноузловая сборка, фактически, способ уйти от уплаты ввозных пошлин на китайскую технику.
На начальном этапе планировалось собирать 500 тракторов в год, затем довести объем до 25 тысяч в год. Тогдашний зампред областного правительства по экономике Павел Коньков говорил на открытии 15 июня 2011 года: «Отрадно, что на заводе восстанавливается высокотехнологичное производство, созданы новые рабочие места. С развитием производственной площадки численность сотрудников может вырасти до тысячи человек, а это серьезный уровень для муниципального района».
В день открытия нового производства на площадке Лежневского машзавода прошло совместное заседание отраслевых ассоциаций машиностроителей: Союзагромаша, Союза производителей строительно-дорожной техники, Российского союза товаропроизводителей. По итогам заседания было принято обращение машиностроителей к руководству страны с предложениями по господдержке отрасли.
Основным инвестором был Вячеслав Грузинов (воронежское ОАО «Тяжэкс-ХОЛДИНГ» и ОАО «Центральный научно-испытательный полигон строительных и дорожных машин» из подмосковной Ивантеевки).
С самого начала ивановско-китайские трактора (партнер – YTO Group) были дороже белорусских аналогов. Впрочем, со временем, возможно, что-то бы и получилось, но в 2012 году Вячеслав Грузинов умер. Его наследники и партнеры удержать предприятие на плаву не смогли или не захотели.
В мае 2013 года на Лежневском машзаводе началась процедура банкротства. В августе 2015 года она завершилась. Признанных судом долгов было немного – всего 49 миллионов рублей. Правда, вернуть удалось только 3,8 миллиона.