Долги предприятия превышают полтора миллиарда рублей.
Арбитражный суд Ивановской области 28 сентября 2015 года признал вичугское ООО «Машиностроительный завод» банкротом и открыл в отношении него конкурсное производство (распродажа имущества с целью выплаты долгов).
В июне этого года в отношении директора предприятия Александра Гундяева Следственный комитет возбудил два уголовных дела по факту невыплаты заработной платы работникам и по факту сокрытия денежных средств либо имущества, за счет которых должны уплачиваться налоги.
Вичугский машиностроительный завод входит в группу компаний «СУ-155», хотя, среди его учредителей и владельцев нет ни АО «СУ-155», ни головной организации группы – ЗАО «Группа компаний СУ-155» («ГК СУ-155»). Владение и контроль осуществляются через несколько юридических лиц, которые также выступают соучредителями «ГК СУ-155».
При этом основной долг у Вичугского машиностроительного завода перед АО «СУ-155» – 1,265 миллиарда рублей. Второй основной кредитор – ФНС России, долги по налогам и платежам во внебюджетные фонды составляют 353 миллиона рублей.
Процедура банкротства в отношении Вичугского машзавода началась в декабре прошлого года, на предприятии было введено наблюдение. Полное банкротство, то есть конкурсное производство суд ввел, минуя стадию внешнего управления: по решению совета кредиторов шансов у предприятия нет.
По состоянию на начало 2014 года активы предприятия составляли 2,18 миллиарда рублей, из которых дебиторская задолженность (долг перед самим заводом) – 1,6 миллиарда рублей.
Долг Вичугского машзавода перед АО «СУ-155» суд признал только 4 сентября 2015 года. При этом представитель ФНС России возражал против этого, полагая, что «при отсутствии доказательств реального осуществления хозяйственных операций по поставке товарно-материальных ценностей можно сделать вывод о том, что сделка заключена с целью создания искусственной задолженности должника».
Однако договоры перевода долгов Вичугского машзавода перед различными компаниями «ГК СУ-155» в АО «СУ-155» и договоры займа с АО «СУ-155» не дают оснований сомневаться в обоснованности требований АО «СУ-155» к Вичугскому машиностроительному заводу.
Другое дело, что у завода есть колоссальная дебиторская задолженность, которая превышает сумму долга перед «СУ-155».
Важно понимать, что арбитражный суд принимает решение о банкротстве на основании решения кредиторов. Первое собрание кредиторов было созвано только после того, как суд признал долг завода перед АО «СУ-155» в размере 1,265 миллиарда рублей. Таким образом, у АО «СУ-155» на собрании кредиторов оказалось абсолютное большинство голосов, которым и было принято решение о полном банкротстве.
Вичугский машиностроительный завод работал на стройиндустрию «ГК СУ-155». Поэтому с большой долей вероятности можно предположить, что долги предприятий «СУ-155» перед заводом намного превышают долг завода перед «СУ-155». Не зря же АО «СУ-155» перевело на себя все долги других предприятий группы.
Получив большинство в совете кредиторов, «СУ-155» смогло добиться решения о банкротстве, списав, по сути, свои долги перед заводом. Если брать дебиторскую задолженность в 1,6 миллиарда даже по состоянию на начало 2014 года (сейчас она наверняка больше), то получается, как минимум, 330 миллионов рублей в пользу АО «СУ-155».
То есть, кто кому должен и кто из кого активы тянул все эти годы – еще большой вопрос. Тут, конечно, не судам нужно разбираться, а Следственному комитету, полиции и ФСБ.
Напомню, что Арбитражный суд города Москвы 8 сентября 2015 года начал в отношении ЗАО «ГК СУ-155» процедуру банкротства, введя на предприятии наблюдение.
Можно предположить, что менеджмент и владельцев «ГК СУ-155» давно бы уже арестовали, если не тяжелые социальные последствия из-за недостроенного жилья. Однако вопрос, куда делись деньги, на повестке дня будет стоять еще очень долго.